Проверяемый текст
Гриценко В.В.xy Социально-психологическая адаптация переселенцев в России. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. 252 с.
[стр. 172]

ловека, который лучше всего подходит для жизни в чужой культуре.
Это «профессионально компетентный, имеющий высокую самооценку
человек, общительный индивид экстравертного типа; человек в системе ценностей которого большое место занимают ценности общечеловеческие, открытый для самых разных взглядов, интересующийся окружающими, а при урегулировании конфликтов выбирающий стратегию сотрудничества».
Попытаемся и мы подробно рассмотреть личностные характеристики наших мигрантов, которые могут способствовать или препятствовать успешной их адаптации в России.
Проанализируем личностные особенности наших мигрантов, полученные в нашем исследовании, используя при этом данные интервью и ряда психологических методик.
Если снова вернуться к исследованию автои гетеростереотипов вынужденных мигрантов
и проанализировать их содержательную сторону, то при более внимательном их рассмотрении можно заметить, что почти все характеристики, попавшие в число высокостереотипных можно объединить в три группы.
Как и следовало ожидать, среди наиболее часто встречающихся характеристик выделяется ряд
качеств, которые мы условно объединили в группу «этнокультурные заимствования, этнокультурные особенности» (гостеприимные, уважительные, гибкие в отношениях, хитрые и т.п.).
Однако эти
качества по частоте встречаемости находятся лишь на третьем месте в общем портрете характерных черт мигрантов, приписываемых им как ими самими, так и местными жителями исследуемых областей.
Наибольшим же удельным весом обладают
черты, которые мы, вслед за Г.У.Солдатовой, определили, как «оценка поведения и динамических характеристик» (энергичные, активные, деловые, самостоятельные, упрямые, наглые и т.п.)120.
§3.
Аспекты современной миграционной политики в контексте вынужденной миграции.
В мировой практике регулирование миграции осуществляется путем разработки и практической реализации комплекса законодательных и подзаконных актов, определяющих условия, которые стимулируют либо ограничивают перемещения людей, а также их определенных численных коптин 12() лчСолдатова, 1988 172
[стр. 22]

22 процессе приспособления их к обычаям новой культуры, далеко не однозначна.
Тем не менее, считается, что мужчины имеют меньше проблем в процессе адаптации, чем женщины (Филиппова, 195б).
Легче адаптируются к условиям местной среды также молодые, более образованные люди (Taft,1978; Фрейнкман-Хрусталева, Новиков, 1995).
Считается доказанным утверждение о том, что успешнее адаптируются в инокультурной среде так называемые "когнитивно сложные индивиды", индивиды, способные использовать при категоризации окружающего мира более крупные категории, а также неавторитарные, гибкие и толерантные к неопределенности индивиды (Triandis, 1994).
На основе сравнения данных, полученных разными исследователями, Т.Г.Стефаненко выделяет обобщенный образ человека, который лучше всего подходит для жизни в чужой культуре.
Это "профессионально компетентный, имеющий высокую самооценку,
общительный индивид экстравертного типа; человек, в системе ценностей которого большое место занимают ценности общечеловеческие, открытый для самых разных взглядов, интересующийся окружающими, а при урегулировании конфликтов выбирающий стратегию сотрудничества"(Стефаненко, 1998, ч.
3, с.93).
В то же время автор подчеркивает, что невозможно выделить универсальный набор личностных характеристик, которые наилучшим образом подходили бы для жизни в любой стране, в любой культуре.
Очевидно, что личностные особенности человека должны соответствовать новым культурным нормам.
Таким образом, можно c уверенностью сказать, что выделенные исследователями особенности взаимодействующих культур и характеристики переселенцев будут оказывать взаимосвязанное влияние на процесс адаптации.
Рассмотренные выше теории вносят существенный вклад в понимание связи между миграцией в новую страну и "культурным шоком", но они не в состоянии объяснить различия в адаптации различных переселенческих групп, а главное, не раскрывают механизмов "совладания" с новой средой, не указывают способов преодоления "культурного шока".


[стр.,178]

178 адаптации установок на сохранение своей прежней этнокультурной идентичности.
Причем действие этих установок неоднозначно.
В одних условиях они способствуют эффективности адаптации, в других — направлены на отчужденность от принимающего сообщества и отчуждение им.
При каких условиях этнокультурные заимствования не будут мешать, а наоборот, будут способствовать принятию нового видения мира, усвоению новых ценностей — это задача, решение которой лежит в плоскости индивидуально-личностных особенностей человека.
Попытка решения ее будет изложена ниже, в главе 12.
Опираясь на результаты исследования, хотелось бы подчеркнуть, что выявленные нами особенности эмоционального поведения вынужденных мигрантов не являются релевантными исключительно той ситуации, в которой они оказались после переезда на новое место жительства.
Мы склонны предполагать, что они представляют собой частное выражение некоторых общих устойчивых свойств и диспозиционных переменных мотивационно-личностной сферы.
Постараемся доказать это в следующих главах, анализируя индивидуально-личностные характеристики переселенцев.
Глава 11.
Индивидуально-личностные детерминанты успешности социально-психологической адаптации переселенцев В этой главе мы попытаемся рассмотреть личностные характеристики вынужденных мигрантов и показать их влияние на успешность процесса адаптации в новой социокультурной среде.
Проанализируем личностные особенности наших мигрантов, полученные в нашем исследовании, используя при этом данные интервью и ряда психологических методик.
Если снова вернуться к исследованию автои гетеростереотипов вынужденных мигрантов
(глава 8) и проанализировать их содержательную сторону, то при более внимательном рассмотрении можно заметить, что почти все характеристики, попавшие в число высокостереотипных, можно объединить в три группы.
Как и следовало ожидать, среди наиболее часто встречающихся характеристик выделяется ряд
черт, которые мы условно объединили в группу "этнокультурные

[стр.,179]

179 заимствования, этнокультурные особенности"(гостеприимные, уважительные, гибкие в отношениях, хитрые и т.п.).
Однако эти
черты по частоте встречаемости находятся лишь на третьем месте в общем портрете характерных черт мигрантов, приписываемых им как ими самими, так и местными жителями исследуемых областей.
Наибольшим же удельным весом обладают
такие свойства, которые мы, вслед за Г.У.Солдатовой, определили как "оценка поведения и динамических характеристик" (Солдатова, 1988).
В эту группу вошли следующие определения: энергичные, активные, деловые, самостоятельные, упрямые, наглые и т.п.
Для сравнения напомним, что в автои гетеростереотипах местных жителей на первое место выходит группа "эмоционально-личностные характеристики": "добрые, доброжелательные"", "приветливые", "открытые", "завистливые", "суеверные", "злоупотребляющие алкоголем" и др.
Второе место по частоте встречаемости в обобщенном портрете вынужденных мигрантов заняли такие характеристики, которые мы условно объединили в группу "индивидуальноличностные особенности".
Сюда вошли следующие определения: "имеющие чувство собственного достоинства", "умные, образованные, эрудированные", "обладающие высоким профессионализмом", "высокомерные" и т.д.
Эти же личностные характеристики были получены путем оценок экспертов, включенного наблюдения за поведением мигрантов в самых разных жизненных обстоятельствах в течение значительного отрезка времени (Гриценко, 1999).
Отличительные личностные особенности, выявленные путем регистрации поведения наших мигрантов в различных жизненных ситуациях ("L"-данные), подтверждаются также данными, полученными с помощью различных опросников ("Q"данные).
Остановимся, прежде всего, на результатах психодиагностического тестирования, полученных с помощью шестнадцатифакторного личностного опросника (16 PF) Р.Кеттела (Cattell, Eber, Tatsuoka, 1970).
На рисунке 3 представлены усредненные "личностные" профили обеих исследуемых групп, где по оси абсцисс отложены факторы, а по оси ординат — шкала стенов в баллах.

[Back]