Проверяемый текст
Костин, Роман Алексеевич; Миграция (Диссертация 1997)
[стр. 50]

В последнее время, как показывает практика, у значительной части людей меняются стереотипы восприятия взаимоотношении с представителями других этносов, и особенно теми, кто недавно или временно живет в Российской Федерации.
Речь здесь идет также об изменении собственного менталитета людей, которые в новых условиях российской действительности приобрели социальный опыт в
межэтническом общении.
Они часть вины за свои социальные и экономические трудности начинают перекладывать на приезжих из других республик, особенно тех, кто занимается торговлей и создает криминогенную обстановку в регионах.

Это свидетельствует о желании части коренных народов: 1) обезопасить внутренний рынок от вывоза за пределы "своих" территорий материальных средств; 2) снизить криминогенную обстановку; 3) создать предпосылки к будущей самоизоляции или же продолжать борьбу за собственный суверенитет без участия тех, кто перемещается на их территории.

Помня об этом, рассмотрим противоречие между реальным положением человека в обществе и его стремлением к новому социальному статусу в межэтнической сфере.
Межэтническое общение, связанное с этим противоречием, значительным образом детерминировано тем, что в последние годы в республиках, краях, областях, с одной стороны, существенным образом меняется социально-пблитическая обстановка, с другой федеральные власти еще не нашли кардинальных путей стабилизации межэтнической напряженности в регионах.
Подобное положение дел усугубляется еще и тем, что в ряде случаев ситуация на местах, выходя из-под контроля, заставляет людей самим
заниматься поисками путей из создавшегося положения.
Это приводит к тому, что "груз"
этнической принадлежности человека подчас является чуть ли не главным во взаимоотношениях между людьми.
Сегодня общение между ними в сфере
межэтнических отношений подчас, как принято говорить, строится по принципу "мы-они", "своичужие" и пронизывает другие общественные отношения, приводя к их поляризации.
Они становятся особенно напряженными, когда возникают между
50
[стр. 110]

ной части людей меняются стереотипы восприятия взаимоотношений с представителями других национальностей, и особенно теми, кто недавно или временно живет в Российской Федерации.
Речь здесь идет также об изменении собственного менталитета людей, которые в новых условиях российской действительности приобрели социальный опыт в
межнациональном общении.
Они часть вины за свои социальные и экономические трудности начинают перекладывать на приезжих из других республик, особенно тех, кто занимается торговлей и создает криминогенную обстановку в регионах.

Предположительно оценка русскими своего отношения к жителям других республик, приезжающим в регионы страны в целом не может вызывать большой тревоги.
Но мнение представителей коренных национальностей республик о своем отношении к жителям других регионов может содержать негатив, настороженность.
Это свидетельствует о желании части коренных народов: 1 ) обезопасить внутренний рынок от вывоза за пределы "своих" территорий материальных средств; 2 ) снизить криминогенную обстановку; 3) создать предпосылки к будущей самоизоляции или же продолжать борьбу за собственный суверенитет без участия тех, кто перемещается на их территории.

К примеру, в Санкт-Петербурге в декабре 1993 года и январе 1994 года в режиме мониторинга в трех крупных районах города (Октябрьском, Московском, Красногвардейском) в местах большого скопления людей методом случайной выборки были проведены экспресс-опросы среди 600 жителей города.
Целью такого опроса явилось выявление характерных особенностей во мнениях людей по поводу их отношения к приезжим, уяснения ситуации в сфере межнационального общения на уровне личностного восприятия.
Всем им в первый и во второй раз задавался вопрос: "Способствует ли 110

[стр.,111]

приезд в город представителей других республик (краев, областей) для торговли или в иных целях улучшению взаимоотношений между людьми разных национальностей?".
Самый густой ‘‘кучный" спектр (55-73К в декабре 1993 года) дают положительные ответы представители славянских этносов, проживающих в городе по поводу их отношения к приезжим, ниже (43-50*) этот показатель у представителей других национальностей.
Ответы респондентов в январе 1994 года свидетельствуют об изменении мнений при ответах на поставленный вопрос в сторону их отрицательных отклонений.
Только лишь от 50 до 65* представителей славянских и 40 до 45* представителей других этносов имеют положительные установки.
Отрицательную реакцию на приезд в город представителей других национальностей имеют от 30 до 40* русскоязычного населения и примерно такое же количество представителей других национальностей.
Установление уровней соотношений мнений различных национальных групп респондентов по самым различным вопросам позволяет выделять не только закономерные связи между ними, но и отслеживать возможные варианты трансформации происходящих процессов.
Памятуя об этом, рассмотрим противоречие между реальным положением человека в обществе и его стремлением к новому социальному статусу в межнациональной сфере.
Межнациональное общение, связанное с этим противоречием, значительным образом детерминировано тем, что в последние годы в республиках, краях, областях, с одной стороны, существенным образом меняется социально-политическая обстановка, с другой федеральные власти еще не нашли кардинальных путей стабилизации межнациональной напряженности в регионах.
Подобное положение дел усугубляется еще и тем, что в ряде случаев ситуация на местах, выходя из-под контроля, заставляет людей самим
зани111

[стр.,112]

маться поисками путей из создавшегося положения.
Это приводит к тому, что "груз"
национальной принадлежности человека подчас является чуть пи не главным во взаимоотношениях между людьми.
Сегодня общение между ними в сфере
межнациональных отношений подчас, как принято говорить, строится по принципу ■'мы-они", "свои-чужие" и пронизывает другие общественные отношения, приводя к их поляризации.
Они становятся особенно напряженными, когда возникают между
коренным населением и приезжими, национальным меньшинством и национальным большинством.
Национальный статус, национальное достоинство, национальные интересы явно доминируют сегодня в отношениях между народами, определяя их общую атмосферу.
Анализ проблем межнационального общения в рамках второго противоречия, невозможно без учета изменений, происходящих в обществе, требующих совершенно иного отношения к культуре, которая до сих пор не востребована им (обществом) в полной мере.
Обращение внимания на культуру, более того на культуру межнационального общения, в условиях социально-политического кризиса общественной системы имеет свое основание.
Оно заключается в том, что человек является ее носителем.
Культура, неразрывно связанная с ним, постоянно указывает на его качественные характеристики различного свойства.
В данном случае культура проявляется через отношение человека к другому человеку и осуществляется оно в определенных формах, охватывая все сферы жизнедеятельности.
Культурное пространство человека безгранично, в нем он находится всю свою жизнь, а общаясь с другими людьми, передает свой накопленный опыт, делает возможным интеграцию взглядов, идей и деятельности.
Отмечая роль и значение культуры межнационального общения, необходимо заметить, что она включает в себя следующие элементы: 112

[Back]