Проверяемый текст
Лиманский, Георгий Сергеевич. Наследственное правоотношение : теоретико-методологические и практические проблемы (Диссертация 2006)
[стр. 247]

нистана.
Во всех трех указанных государствах установлено, что, если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, или ни один из наследников не принял наследства, либо все наследники лишены права наследования, не имеющее наследников имущество (то есть выморочное имущество) переходит к казне, если же наследодатель находился на содержании учреждений для престарелых, инвалидов, лечебных, воспитательных учреждений и учреждений социального обеспечения, то в их собственность (п.
1 ст.
1343 ГК Грузии, п.
1 ст.
1160 ГК Туркменистана, ст.
1165.2 ГК АР).
Не имеющее наследников имущество в виде акций общества или доли, пая в кооперативе переходит к ним, если законом не предусмотрено иное
(п.
2 ст.
1343 ГК Грузии, п.
2 ст.
1160 ГК Туркменистана, ст.
1165.2 ГК АР).
Таким образом, грузинский наследственный закон на постсоветском пространстве совершил революционный шаг в развитии института наследования по закону, введя в число наследников по закону при выморочности наследственного имущества юридическое лицо.
Однако назвать его новым не представляется возможным, поскольку в дореволюционной России такая практика была обычной.
Учитывая образ жизни отдельных граждан, состоящих в различных общественных организациях общинного типа, когда их члены, по сути, заменяют им семью, можно высказать предложение о наделении правом наследования выморочного имущества эти юридические лица (религиозные организации, казачьи общины, общины малых народов и т.п.).
Таким образом, общей тенденцией современного наследственноправового генезиса на постсоветском пространстве признается увеличение круга лиц, признаваемых способными наследовать по закону в имуществе умершего лица.
Исключение составляет лишь наследственное законодательство Республики Туркменистан, которое сохранило две очереди наследников, указанных еще в Основах гражданского законодательства ССР и союзных республик 1961 года.
Анализируя в целом данную характерную черту современного наследственного правопорядка, следует отметить, что возникшее в римском праве 247
[стр. 135]

135 управления и самоуправления по месту открытия наследства только по истечении одного года со дня открытия наследства1.
Так же муниципальные образования являются субъектом наследования в Украине, Молдове, Узбекистане, Кыргыстане.
В Армении закон, определяя субъектный состав наследников, не называет государство в качестве наследника по закону.
В Грузии и Туркменистане не унаследованное имущество переходит к казне; если наследодатель находился на содержании учреждений для престарелых, инвалидов, лечебных, воспитательных учреждений и учреждений социального обеспечения, в их собственность.
Не имеющее наследников имущество в виде акций общества или доли, пая в кооперативе переходит к ним, если законом не предусмотрено иное.

В Казахстане выморочное имущество поступает в коммунальную собственность местных общин по месту открытия наследства.
Супруг в рассматриваемых странах может быть по решению суда устранен от наследования по закону, если будет доказано, что брак с наследодателем фактически прекратился до открытия наследства и супруги в течение не менее пяти лет до открытия наследства проживали раздельно.
В Туркме* нистане, Грузии срок сокращен до трех лет.
Украинский наследственный закон устанавливает особое правило, что не имеют права наследовать по закону супруги в отношении друг друга, если брак между ними является недействительным (ничтожным), или признан таким по решению суда (оспоримым).
Однако если брак признан недействительным после смерти одного из супругов, то за вторым, который его пережил и не знал или не мог знать о препятствиях к регистрации брака, суд может признать право на наследование доли умершего супруга в имуществе, которое было приобретено ими за время этого брака.
Более подробно см.: Коваленко И.
Вопросы наследственного права в российском и белорусском законодательстве (сравнительный анализ) // Юстиция Беларуси.
2003.
№ 4; № 5; № 6.

[Back]