Проверяемый текст
Дружнев, Андрей Александрович. Наследование по праву представления (Диссертация 2003)
[стр. 250]

§ 4.2.
Наследование по праву представления н поколенное преемство в государствах-участниках СНГ и Балтии 250 История такого особого порядка призвания к наследованию как наследование по праву представления насчитывает уже не одну тысячу лет , но под влиянием национальных традиций и уровня развития законодательной техники в разных правопорядках правовое регулирование его существенно различается.
Нередко термином «право представления» обозначаются совершенно различные наследственно-правовые конструкции.
Истоки этого порядка проистекают из римского права, в котором при агнатическом наследовании наряду с детьми в качестве исключения призывались как sui heredes (именно «как», поскольку sui heredes они не являлись) внуки, чьи родители уже умерли к моменту открытия наследства.
Такие наследники наследовали независимо от степени родства в равных долях, каждая из которых приходилась на призываемое колено, поэтому такой порядок именовался поколенным преемством «per stirpes» (дословно «по линиям», т.е.
по коленям; поколенно): если колено было представлено одним ближайшим родственником, то он наследовал ее полностью, если их было несколько, то все из них делили долю в равных частях между собой.

Именно такой порядок и право, устанавливаемое для него, некоторые ученые называют В главе 26 Книги Чисел описывается деление земли между евреями, когда по повелению Господа пророк Моисей должен был «исчислить» все общество сынов Израилевых (т.е.
провести перепись) и определить отцов (родоначальников) и колена от них (поколения).
По именам колен отцов поколения должны были получить уделы, то есть дети представляли своих родителей.
В этом же старейшем памятнике древнееврейского права мы находим норму, по которой при отсутствии сыновей представлять отцов могли и дочери.
Среди всех сынов Израилевых сыновей не было у Салпаада, поэтому пять его дочерей Махла, Ноа, Хогла, Милка и Фирца пришли к Моисею с просьбой передать им причитавшийся бы их отцу, как если бы он был жив.
Моисей представил это дело Господу, который установил порядок наследования: первоначально сыновья, при их отсутствии дочери, затем братьям и далее боковым родственникам, которые
были бы ближе родством (см.: Библия.
Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.
М., 1992.
С.
173-176).
[стр. 13]

образом человечество пришло к тому порядку наследования, который установился ныне.
Идея замещения потомками лиц, как если бы они были живы, то есть создание фикции жизни, а поэтому и наделение благами мертвых через предоставление их потомками, возникла в обществе давно.
Пример этого мы находим в древнееврейском праве в Книге Чисел, регулирующей многие стороны жизни древних евреев.
В главе 26 описывается, каким образом происходило деление земли.
По повелению Господа пророк Моисей должен был «исчислить» все общество сынов Израилевых (т.е.
провести перепись) и определить отцов (родоначальников) и колена от них (поколения).
По именам колен отцов поколения должны были получить уделы, то есть дети представляли своих родителей.
В этом же старейшем памятнике древнееврейского права мы находим норму, по которой при отсутствии сыновей представлять отцов могли и дочери.
Среди всех сынов Израилевых сыновей не было у Салпаада, поэтому пять его дочерей Махла, Ноа, Хогла, Милка и Фирца пришли к Моисею с просьбой передать им причитавшийся бы их отцу, как если бы он был жив.
Моисей представил это дело Господу, который установил порядок наследования: первоначально сыновья, при их отсутствии дочери, затем братьям и далее боковым родственникам, которые
Л были бы ближе родством .
В древнем римском праве наследование по закону носило первостепенный характер, поскольку распоряжения на случай смерти составлялись крайне редко, что объяснялось приоритетом агнатического родства, объединяющего людей на основе совместного проживания и труда .
2 См.: Библия.
Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.
М., 1992.
С.
173-176.

См.: Пухан И., Поленак-Акимовская М.
Римское право (базовый учебник) / Под ред.
проф.
В.А.
Томсинова.
М., 1999.
С.
315.
Ранее существовала и активно поддерживалась точка зрения (например, выдающимся итальянским романистом Пьетро Бонфанте), что наследование

[стр.,15]

калекам и т.д.
Бесспорно, что на первом этапе развития римского права преемство в случае смерти было внутренним делом большой (агнатической) партриархальной семьи (familia) и лишь частично учитывалось позитивным О правом гражданской общины .
Но по мере формализации полномочий домовладыки, а также прав и обязанностей, связанных с имуществом семьи, последнее стало непосредственно рассматриваться как объект правоотношений, поэтому при призвании потомков они наследовали, а не получали то, чем непосредственно владели.
К таким потомках относились легитимные и приемные дети, жена при браке cum manu.
Некоторые ученые считают, что в качестве исключения призываться к наследованию как sui heredes (именно «как», поскольку sui heredes они не являлись) могли и более дальние агнатические родственники, непосредственные предки которых вышли из под власти домовладыки-наследодателя непосредственно перед его смертью.
В качестве sui heredes призывались и внуки, но только те из них, родители которых уже умерли к моменту открытия наследства (призвания к наследству).
Наследники этой очереди наследовали независимо от степени родства в равных долях, каждая из которых приходилась на призываемое колено.
Такой порядок именовался поколенным преемством — «per stirpes» (дословно «по линиям», т.е.
по коленям, поколенно): если колено было представлено одним ближайшим родственником, то он наследовал ее полностью, если их было несколько, то все из них делили долю в равных частях между собой.

Некоторые ученые называют право, в соответствие с которым последние призываются к наследованию в силу смерти своего восходящего предка, правом представления (jus Чезаре С.
Указ.
соч.
С.
318 (в пояснениях).
См.: Дождев Д.В.
Римское частное право: Учебник для вузов / Под общ.
ред.
B.C.
Нерсесянца.
2-е изд., изм.
и доп.
М., 2002.
С.
627.

[Back]