Проверяемый текст
Дружнев, Андрей Александрович. Наследование по праву представления (Диссертация 2003)
[стр. 252]

мянники наследодателя) при живых дядях не призывались к наследованию1; только в случае смерти всех братьев их дети (племянники наследодателя) призывались к наследованию как агнатические родственники третьей степени.
Эти правила действовали до реформ великого кодификатора Юстиниана, % среди которых можно назвать распространение с 548 года в соответствии с новеллой 127 права представления на наследников практически всех очередей, что означало установление при наследовании прямыми и боковыми потомками принципа поколенного преемства, когда призывается колено до существующей степени родства .
В российском дореволюционном гражданском праве возникновение права представления обычно связывают с Соборным уложением 1649 года-5, но лишь при Петре I принцип наследования по праву представления был установлен практически для всех очередей с ограничением его при наследоваI нии имений .
В Своде законов Российской империи (Своде гражданских законов)
право представления получило свое окончательно закрепление, когда * вследствие смерти кого-либо из сыновей, его нисходящие (внуки наследодателя) получали право занять место при наследовании, которое принадлежало бы к восходящему в прямой линии родственнику, если бы он мог наследовать в момент открытия наследства (ст.
1123 ч.
1т.
X).
Законодатель впервые в нормативно-правовом акте
использовал термин «право представления», которое попало в Свод гражданских законов не без известного влияния Гражданского кодекса Наполеона 1804 года.
Право представления действовало в прямой нисходящей линии без ограничения степени родства.
По праву представления, наследство делилось не по числу лиц, а по числу колен, то есть
Племянницы по Законам XII таблиц наследовать не могли, так как женщины третьей степени родства и далее, то есть все стоящие по степени родства дальше сестры, по духу lex Voconia отстранялись от наследования (См.: Памятники римского права: Законы XII таблиц.
Институции Гая.
Дигесты Юстиниана).

О .
См.: Гримм Д.Д.
Лекции по догме римского права / Под редакцией и с предисловием В.А.
Томсинова.
М., 2003.
С.
462-463.

Российское законодательство Х-ХХ веков.
Том 3.
Акты Земских соборов.
М., 1985.
С.
179.
4См.: Законодательство Петра I.
М., 1997.
С.
691.
[стр. 18]

призываются к наследованию только агнаты , причем ближайшие устраняли дальних.
Для наследников этой очереди сохранялся порядок наследования per capita, поэтому племянники (дети умерших ранее братьев и сестер) при живых дядях не призывались к наследованию.
В случае смерти всех братьев все племянники призывались к наследованию, но уже как агнатические родственники третьей степени.
В третью очередь призывались лица, связанные с умершим когнатическим родством «unde cognati», по порядку степеней вплоть до 6-й степени включительно (из 7-й в качестве исключения только sobrino и sobrina nati, т.
е.
дети троюродных братьев и сестер) .
Порядок призвания здесь схож со второй очередью: ближайшая степень устраняет дальнейшую, а родственники одной степени делят наследство in capita, поэтому наследования по праву представления здесь быть не могло.
В четвертую очередь к наследованию призывался переживший супруг.
Пожалуй, самым главным нововведением преторского порядка наследования стало последовательное вступление при наследовании следующих очередей наследников, при отсутствии предыдущих, их отказе или прочих причин.
Последующие законы касались изменения порядка См.: Покровский И.А.
Указ.
соч.
С.
479.
Следует заметить, что в дореволюционной российской романистике бытовало заблуждение, что во вторую очередь наследуют и дети, кроме эмансипированных, которые в силу отпадения последних пожелают принять наследство (см.: Покровский И.А.
Указ.
соч.
С.
478), и gentiles (см.: Хвостов В.М.
Указ.
соч.
С.
454), что, вероятно, было связано с тем, что фрагменты, опровергающие данный порядок, были найдены позже.
15 Племянницы по Законам XII таблиц наследовать не могли, так как женщины третьей степени родства и далее, то есть все стоящие по степени родства дальше сестры, по духу lex Voconia отстранялись от наследования (См.: Памятники римского права: Законы XII таблиц.
Институции Гая.
Дигесты Юстиниана).

16См.: Хвостов В.М.
Указ.
соч.
С.
454; Пухан И., Поленак-Акимовская МУказ.
соч.
С.
316-317.


[стр.,19]

19 t наследования между матерью и детьми, что для нашего исследования интереса не представляет.
Порядок же призвания к наследованию лиц одного колена оставался прежним: наследовал ближайший по степени родства, наследование по праву представления было возможно только у sui, а затем у liberi.
Благодаря многочисленным, но частичным поправкам принцип Р агнатического родства был значительно отодвинут, а вся система наследования по закону приобрела чрезвычайно сложный и запутанный вид.
Великий кодификатор Юстиниан существенно упростил эту систему, построив в соответствии с новеллой 118 все наследование с 543 года н.э.
на последующие века (в силу известной рецепции римского права) в континентальной Европе исключительно на кровном когнатическом 17 родстве .
Основным достоинством реформы Юстиниана можно считать распространение с 548 года в соответствии с новеллой 127 права представления на наследников практически всех очередей, что означало установление при наследовании прямыми и боковыми потомками принципа поколенного преемства, когда призывается колено до существующей степени родства.
Заслугой Юстиниана следует считать и закрепление принципа наследования когнатов без различия пола.
Итак, порядок призвания к наследованию по закону стал определяться следующими четырьмя очередями.
В первой очереди право наследования сохранили все нисходящие прямые потомки умершего десценденты.
Внуки (внучки) от раньше умерших сыновей и дочерей наследовали по праву представления, правнуки (правнучки) —от раньше умерших внуков (внучек) умерших сыновей и 17 См.: ГриммД.Д.
Лекции по догме римского права / Под редакцией и с предисловием В.А.
Томсинова.
М., 2003.
С.
462-463.


[стр.,32]

32 постановил, что после бездетно умерших наследодателей к наследованию вотчин должны призываться братья родным, а затем двоюродные, после другие ближайшие родственники.
Наследство должно быть разделено между братьями наследодателя, а в случае их смерти их сыновья получают долю отцов.
Таким образом, наследуют братья и их племянники по представлению.
При отсутствии братьев призываются сестры и племянницы.
То же правило действует и в отношении дядьев и двоюродных братьев, если нет родственников первого колена1.
Следует заметить, что данные указы легли в основу разработанного в начале XIX века Гражданского уложения, которое было отвергнуто Николаем II, но так или иначе вошли в Свод законов Российской империи (Свод гражданских законов), который был введен в действие с 1января 1836 года.
В соответствии со Сводом гражданских законов наследование по закону сохранило свое основание на семейном или родственном союзе.
Ближайшими наследниками после отца или матери были названы законные дети мужского пола (ст.
1127 ч.
1 т.
X), которые за отсутствием сестер получали наследство в равных долях.
Вследствие смерти кого-либо из сыновей, его нисходящие (внуки наследодателя) получали право занять+ место при наследовании, которое принадлежало бы к восходящему в прямой линии родственнику, если бы он мог наследовать в момент открытия наследства (ст.
1123 ч.
1т.
X).
Законодатель впервые в нормативно-правовом акте
использует термин «право представления», которое попало в Свод гражданских законов не без известного влияния Гражданского кодекса Наполеона 1804 года.
Право представления действовало в прямой нисходящей линии без ограничения степени родства.
По праву представления, наследство делилось не по числу лиц, а по числу колен, то есть
все нисходящие от умершего наследники получали вместе ту самую См.: там же.
С.
255-256.

[Back]