Проверяемый текст
Дружнев, Андрей Александрович. Наследование по праву представления (Диссертация 2003)
[стр. 269]

269 ми, то наследуют по представления от умершего усыновителя их родителей лишь в том случае, если они участвовали в договоре усыновления в качестве контрагентов, т.е.
заключали договор (ст.
401 ГЗ
ЛР).
Во второй очереди правом представления обладают дети умерших прежде наследодателя полнородных братьев и сестер, т.е.
племянники и племянницы (п.
2 ст.
404 ГЗ ЛР), в третьей очереди дети умерших прежде наследодателя не полнородных братьев и сестер (п.
3 ст.
404 ГЗ JIP), однако уже их внуки правом представительства не обладают, то есть во второй и третьей очереди право представительства ограничено только детьми (ст.
409 ГЗ ЛР).
В четвертой очереди, в которой наследуют остальные ближайшие по степени боковые родственники без различия между полным и неполным родством (п.
4 ст.
404 ГЗ
ЛР), право представительства не существует, вследствие чего родственники ближайшей степени не допускают наследовать более отдаленных, а если имеется несколько родственников одинаковой близости, то все они делят между собой наследство поголовно (ст.
410 ГЗ JIP).
Установлены особенности наследования по праву представления при отказе от наследства представляемого лица, который возможно совершить до смерти предполагаемого наследодателя путем заключения договора отказа от наследства.
В ст.

411 ГЗ ЛР установлено, что при применении права представительства все потомки представляемого получают вместе ту долю наследства, которую получили бы умершие отец или мать, если бы они были живы во время призвания к наследованию, поэтому поскольку умерший наследник не мог получить долю наследства, так как заранее отказался от нее, логично предположить, что нисходящие отказавшегося от наследства не могут наследовать по праву представления.
Однако
согласно ст.
409 ГЗ ЛР право представительства вытекает не из права наследника на оставленное родителем наследство, а из самостоятельного права наследования самого наследника как нисходящего родственника, а в ст.
772 ГЗ ЛР установлено, что «в случае смерти заявившего об отказе наследующего раньше наследодателя его отказ
[стр. 72]

умершего два года назад сына Федора.
К наследованию после выдела супружеской доли будут призваны Петр, Мария и Эдуард с Наталией: первые получат по две шестых, а последние по одно шестой, поскольку они разделят долю, которая причиталась покойному их отцу Федору.
В случае отказа от наследства Петра или лишения его права наследовать завещание либо признания недостойным наследника, его доля не переходит к его детям, а наследуется Марией, Эдуардом и Наталией: первая получит шесть двенадцатых, двое последних —по три двенадцатой.
Латвийский закон не дает оснований для споров относительно юридической природы права представления, поскольку устанавливает, что право представительства вытекает не из права наследника на оставленное родителем наследство, а из самостоятельного права наследования самого наследника как нисходящего родственника.
Поэтому наследник, не принимающий оставленное своим родителем наследство, не обязан отвечать по долгам этого родителя тем имуществом, которое он наследует от наследодателя по праву представительства (ст.
409 ГЗЛ), т.е.
никакого представительства в узком смысле этого слова здесь нет.
Особые правила установлены при наследовании по праву представительства для детей усыновленных и их потомков.
Нисходящие родственники усыновленного (внуки, а в случае их смерти правнуки и далее) Ф наследуют по праву представления только в том случае, если в момент заключения договора усыновления являлись несовершеннолетними или родились после заключения договора усыновления, при условии, что иное не установлено договором усыновления.
Если же в момент заключения договора усыновления они являлись совершеннолетними, то наследуют по представления от умершего усыновителя их родителей лишь в том случае, если они участвовали в договоре усыновления в качестве контрагентов, т.е.
заключали договор (ст.
401 ГЗЛ).


[стр.,74]

4 74 В четвертую очередь наследуют остальные ближайшие по степени боковые родственники без различия между полным и неполным родством (п.
4 ст.
404 ГЗЛ),
однако в соответствии со ст.
410 ГЗЛ в четвертой очереди право представительства не существует, вследствие чего родственники ближайшей степени не допускают наследовать более отдаленных, а если имеется несколько родственников одинаковой близости, то все они делят между собой наследство поголовно.
В этой очереди также не учитывается ни многократное родство (ст.
212, 402 ГЗЛ), ни различие между полным и неполным родством (ст.213 ГЗЛ).
Следует особо отметить, что четвертая очередь наследников призывается только в том случае, если умерший не состоял в брачных отношениях, то есть был холост (не замужем), в противном все наследство получает переживший супруг (ст.
396 ГЗЛ).
Интерес представляют и особенности наследования по праву представления при отказе от наследства представляемого лица.
По латвийскому законодательству такой отказ возможно совершить и до смерти предполагаемого наследодателя путем заключения договора отказа от наследства.
В ст.

766 ГЗЛ ему дано следующее определение: «Договор отказа наследующего есть такой договор, по которому одна из сторон отказывается ё от права наследования, которое ей принадлежало бы после смерти другой стороны».
Отказ наследующего влечет прекращение его права наследования и освобождение наследодателя от всех ограничений при распоряжении своим наследством, в том числе обязательной долей (ст.
769 ГЗЛ).
Предполагаемая его доля в таком случае, если наследодатель ни в завещании, ни в договоре (!* Г* не дал никаких распоряжении на случаи своей смерти, переходит тому, кто имеет равные с отказавшимся права (т.е.
наследнику этой же очереди), а при отсутствии такового ближайшему после него наследнику наследодателя по закону (т.е.
наследнику следующей очереди) (ст.
770 ГЗЛ).
Естественно, что при жизни отказавшегося его дети и дальнейшие прямые нисходящие не могут наследовать по праву представления, однако возникает вопрос, а в

[стр.,75]

случае смерти отказавшегося влияет ли его отказ на наследование на наследование по праву представления.
В ст.
411 ГЗЛ закреплено, что при применении права представительства ...
все потомки представляемого получают вместе ту долю наследства, которую получили бы умершие отец или мать, если бы они были живы во время призвания к наследованию.

Но в нашем случае умерший не мог получить долю наследства, так как заранее отказался от него, следовательно, логичен ответ, что нисходящие отказавшегося от наследства не могут наследовать по праву представления.
Однако
в ГЗЛ есть и ст.
409, в которой указано, что право представительства вытекает не из права наследника на оставленное родителем наследство, а из самостоятельного права наследования самого наследника как нисходящего родственника.
Как развитие этой генеральной идеи права представления в ст.
772 ГЗЛ установлено, что «в случае смерти заявившего об отказе наследующего раньше наследодателя его отказ не является обязательным для его нисходящих родственников даже и в том случае, если бы заключение договора имело определенное отношение и к ним, вследствие чего их права остаются незатронутым» .
Таким образом, проведя сравнительный анализ двух основных систем наследования в Европе романской (Франция, Италия, Бельгия, Болгария, Польша, Сербия, Черногория, Хорватия, Словения и некоторые другие) и германской (Германия, Австрия, Швейцария, Венгрия), мы можем определить различия юридического метода, посредством которого определяется очередность призвания наследников к наследованию.
В романской системе наследование по праву представления является привилегией, установленной законом для отдельных лиц, наследовать одновременно с наследниками более близкой степени родства, если их прямой восходящий предок этой степени родства умер до или одновременно с наследодателем, 'Гражданский кодекс Латвийской Республики.
СПб., 2001.
С.
267

[Back]