Проверяемый текст
Хабибова, Наталья Евгеньевна; Философский анализ понятия "ценностные ориентации": онтологический и гносеологический аспекты (Диссертация 2004)
[стр. 26]

Определение социальным ценностям даёт А.И.
Кравченко «...это то, что призвано удовлетворить индивидуальные, групповые или общественные потребности» [118, 72].
Из данного определения очевидно, что ценности и потребности тесно связаны, это две стороны одного целого.
Если потребность побудительная сила, коренящаяся внутри человека, то ценность обозначает те объекты, которые удовлетворяют эту потребность и находятся вовне.
Ценности бывают самыми разными материальными и духовными, вполне земными и очень отстранёнными.
Различные виды ценностей, как и их сущность, трактуются в зависимости от той или иной мировоззренческой и аксиологической позиции.
Так, немецкий философ-неокантианец Г.
Риккерт считает, что существует шесть областей ценностей: логика, эстетика, нравственность, религия, совершенная жизнь и божественная любовь
[178].
Польский последователь Э.
Гуссерля Р.
Ингарден в своем варианте феноменологической аксиологии выделяет ценности витальные (жизненные) и культурные.
Первые включают в себя утилитарные ценности, ценности полезности, а также ценности удовольствия.
Вторые — это ценности познания, эстетические ценности, ценности социальных нравов и нравственные ценности в эстетическом смысле.
В системе философского знания существуют следующие основные подходы к определению понятия «ценность».

I.
Понимание смысла ценности как значимости и (значения).
2.

Понимание ценности не как средства, а цели, не как сущего, а как должного.
3.
Определение ценности одновременно как значимости и идеала
[211].
Эти подходы имеют свои достоинства и недостатки.

В первую очередь, следует развести такие понятия как «ценность» и «оценка».
Отношение субъекта к объекту (с точки зрения его значимости) определяет специфику оценки, а не ценности.
Последняя фиксирует наиболее общие типы отношений между субъектами любого уровня; при этом имеются в виду отношения не только между личностью и
26 \
[стр. 13]

ГЛАВА 1.
«ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ» КАК ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ §1.
Проблема классификации ценностей: онтологический и гносеологический аспекты Виды ценностей, как и их сущность, трактуются в зависимости от той или иной мировоззренческой и аксиологической позиции.
Так, немецкий философнеокантианец Г.
Риккерт считает, что существует шесть областей ценностей: логика, эстетика, нравственность, религия, совершенная жизнь и божественная любовь.1
Польский последователь Э.
Гуссерля Р.
Ингарден в своем варианте феноменологической аксиологии выделяет ценности витальные (жизненные) и культурные.
Первые включают в себя утилитарные ценности, ценности полезности, а также ценности удовольствия.
Вторые —это ценности познания, эстетические ценности, ценности социальных нравов и нравственные ценности в эстетическом смысле.
В системе философского знания существуют следующие основные подходы к определению понятия «ценность».

1.
Понимание смысла ценности как значимости и (значения).2
2.
Понимание ценности не как средства, а цели, не как сущего, а как должного.
3.
Определение ценности одновременно как значимости и идеала.3
Эти подходы имеют свои достоинства и недостатки.
Автор полагает, что в первую очередь следует развести такие понятия как «ценность» и «оценка».
Отношение субъекта к объекту (с точки зрения его значимости) определяет специфику оценки, а не ценности.
Последняя фиксирует наиболее общие типы отношений между субъектами любого уровня; при этом имеются в виду отношения не только между личностью и
обществом, но и все возможные варианты межчеловеческих или интерперсональных отношений.
Однако в содержание ценностей наряду с познанием входит и оценка («определение 1 Риккерт Л.
А.
О системе ценностей.
Т.
1.
Вып.
1.
М.: «Логос».
1914.
С.
61.
2 См.: Анисимов С.Ф.
Духовные ценности: производство и потребление.
Изд.-во: Мысль, 1988.
С.
40.
3 См.: Тугаринов В.П.
Избранные философские труды.
—Изд-во ЛГУ, 1988.
С.
261.

[Back]