Проверяемый текст
Хабибова, Наталья Евгеньевна; Философский анализ понятия "ценностные ориентации": онтологический и гносеологический аспекты (Диссертация 2004)
[стр. 33]

3.
Новое возбуждает любопытство людей, потому что оно ново.
4.
Позыв к могуществу это радость от того, что имеешь возможность показать свое превосходство над другими.
«Это, в конечном счете», пишет В.Зомбарт, «сознание слабости, вследствие чего это чувство и составляет важную часть детского мира ценностей.
Человек истинного внутреннего и природного величия никогда не припишет внешнему могуществу особенно великой ценности...
Истинное великое поколение, которое трудится над разрешением глубоких проблем души человеческой, не будет чувствовать себя великим от того, что ему удалось несколько технических изобретений.
Оно будет пренебрегать такого рода внешним могуществом.
А наша эпоха, лишенная всякого истинного величия, тешится как дитя именно этим могуществом и переоценивает' тех, кто им владеет.
Вследствие этого ныне выше всего стоят во мнении массы изобретатели и миллионеры»
[77, 132].
«Странный сдвиг» в отношении человека к личным ценностям, по мнению Зомбарта, приобрел решающее значение для всего остального строения жизни.
«Живой человек с его счастьем и горем, с его потребностями и требованиями вытеснен из центра круга интересов, и .место его заняли две абстракции: нажива и дело.
Человек, следовательно, перестал быть тем, чем он оставался до конца раннекапиталистической эпохи, мерой всех вещей»
[77, 133-135].
Понимая ценности как «...цели, которые мы ставим себе в нашей деятельности» С.И.
Гессен разделяет их на условные и безусловные или «абсолютные».
«Условные цели ценны не сами по себе, пишет Гессен — но только как условия другого, отраженным светом которого они как бы светят.
При наличии другого они ценны и являются предметом нашего домогательства»
[52, 32].
Такие культурные ценности как наука, искусство, нравственность, хозяйство и относятся к безусловным и являются «целями в себе».
«Мы не думаем утверждать, что культурные ценности суть исключительно цели в себе, что они не
хмогут или не должны служить орудиями достижения чего-то 33
[стр. 21]

4) чувство могущества: он вырывает ножки у мухи, заставляет собаку показывать ее штуки и «апортировать» (ещё и ещё раз), пускает змея в воздух.
Выделенные идеалы ребенка, утверждает В.Зомбарт, заключены во всех специфических современных представлениях о ценностях.
1.
Количественная оценка.
В центре всякого интереса находится восхищение всякой измеримой и весомой величиной.
В чем заключается величина безразлично.
Например: число жителей города или страны, вышина памятника, величина какой-нибудь денежной суммы и т.д.
2.
Скорость какого-нибудь события, чего-нибудь предпринятого.
3.
Новое возбуждает любопытство людей, потому что оно ново.
4.
Позыв к могуществу это радость от того, что имеешь возможность показать свое превосходство над другими.
«Это, в конечном счете»,пишет В.Зомбарт, «сознание слабости, вследствие чего это чувство и составляет важную часть детского мира ценностей.
Человек истинного внутреннего и природного величия никогда не припишет внешнему могуществу особенно великой ценности...
Истинное великое поколение, которое трудится над разрешением глубоких проблем души человеческой, не будет чувствовать себя великим от того, что ему удалось несколько технических изобретений.
Оно будет пренебрегать такого рода внешним могуществом.
А наша эпоха, лишенная всякого истинного величия, тешится как дитя именно этим могуществом и переоценивает тех, кто им владеет.
Вследствие этого ныне выше всего стоят во мнении массы изобретатели и миллионеры».1
«Странный сдвиг» в отношении человека к личным ценностям, по мнению Зомбарта, приобрел решающее значение для всего остального строения жизни.
«Живой человек с его счастьем и горем, с его потребностями и требованиями вытеснен из центра круга интересов, и место его заняли две абстракции: нажива и дело.
Человек, следовательно, перестал быть тем, чем он оставался до конца раннекапиталистической эпохи, мерой всех вещей»2.

1 Тамже.
С.
132.
2 Там же.
С.133-135.
21

[стр.,22]

Понимая ценности как «цели, которые мы ставим себе в нашей деятельности» С.И.
Гессен разделяет их на условные и безусловные или «абсолютные».
«Условные цели ценны не сами по себе, пишет Гессен —но только как условия другого, отраженным светом которого они как бы светят.
При наличии другого они ценны и являются предметом нашего домогательства».1
Такие культурные ценности как наука, искусство, нравственность, хозяйство и относятся кбезусловным и являются «целями в себе».
«Мы не думаем утверждать, что культурные ценности суть исключительно цели в себе, что они не
могут или не должны служить орудиями достижения чего-то другого.
Мы утверждаем только, что среди всех других целей именно культурные ценности выделяются тем, что, служа орудиями другого, они, кроме того, ценны и сами по себе.
В этом только смысле мы и называем их ценностями абсолютными».2 По характеру осуществления цели делятся на задачи, допускающие полное и окончательное разрешение и на задачи неисчерпаемые.
Если цели первого типа суть цели-данности, то эти последние цели, в совокупности своей составляющие культуру, можно назвать целями-заданиями, т.е.
задачами высшего порядка, неисчерпаемыми по самому существу своему и открывающими для стремящегося к ним человечества путь бесконечного развития.
Определяя ценности как общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, Нейл Смелзер выделяет их основой нравственных принципов.3 В христианской морали, например, Десять заповедей, пишет Смелзер, помимо других требований, предусматривают сохранение человеческой жизни («не убий»), супружескую верность («не прелюбодействуй») и уважение к родителям («чти отца своего и мать свою»).
Выступая против софистов, доказывающих относительность и условность человеческих понятий и установлений, Сократ учил, что в понятиях и ценностях 1 Гессен С.И.
Основы педагогики.
Введение в прикладную философию.
М.: «ШколаПресс», 1995.
С.
32 2 Там же: С.
33.
3 Смелзер Н.
Социология: пер.
с англ.
—М.: Феникс, 1994.
С.50.
22

[Back]