Проверяемый текст
Хабибова, Наталья Евгеньевна; Философский анализ понятия "ценностные ориентации": онтологический и гносеологический аспекты (Диссертация 2004)
[стр. 34]

другого.
Мы утверждаем только, что среди всех других целей= именно культурные ценности выделяются тем, что, служа орудиями другого; они, кроме того, ценны исами по себе.
В этом только смысле мы и называем их ценностями'абсолютными»
[72, 33.].
По характеру осуществления цели делятся на задачи, допускающие полное и окончательное разрешение, и на задачи неисчерпаемые.
Если цели первого типа суть цели-данности, то эти последние цели, в совокупности своей составляющие культуру, можно назвать целями-заданиями, т.е.
задачами высшего порядка, неисчерпаемыми по самому существу своему и открывающими для стремящегося к ним человечества путь бесконечного развития.
Определяя ценности как общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, Нейл Смелзер выделяет их основой нравственных принципов
[192].
В христианской морали, например, Десять заповедей, пишет
Н.
Смелзер, помимо других требований, предусматривают сохранение человеческой жизни («не убий»), супружескую верность («не прелюбодействуй») и уважение к родителям («чти отца своего и мать свою»).
Выступая против софистов, доказывающих относительность и условность человеческих понятий и установлений, Сократ учил, что в понятиях и ценностях
должно быть общее, незыблемое содержание.
Основными добродетелями (познания того, что есть благо) Сократ считает сдержанность (как укрощать страсти), мужество (как преодолеть опасность) и справедливость (как соблюдать божественные и человеческие законы).
Эти добродетели человек приобретает путем познания и самопознания.
Добродетели, как и моральные нормы, и законы, основанные на них, Сократ считал вечными и неизменными.
Наличие добродетелей предопределяет выполнение общественных или государственных функций и дел полиса
[86].
М.Рокич определяет ценности личности как «...устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования 34
[стр. 22]

Понимая ценности как «цели, которые мы ставим себе в нашей деятельности» С.И.
Гессен разделяет их на условные и безусловные или «абсолютные».
«Условные цели ценны не сами по себе, пишет Гессен —но только как условия другого, отраженным светом которого они как бы светят.
При наличии другого они ценны и являются предметом нашего домогательства».1 Такие культурные ценности как наука, искусство, нравственность, хозяйство и относятся кбезусловным и являются «целями в себе».
«Мы не думаем утверждать, что культурные ценности суть исключительно цели в себе, что они не могут или не должны служить орудиями достижения чего-то другого.
Мы утверждаем только, что среди всех других целей именно культурные ценности выделяются тем, что, служа орудиями другого, они, кроме того, ценны и сами по себе.
В этом только смысле мы и называем их ценностями
абсолютными».2 По характеру осуществления цели делятся на задачи, допускающие полное и окончательное разрешение и на задачи неисчерпаемые.
Если цели первого типа суть цели-данности, то эти последние цели, в совокупности своей составляющие культуру, можно назвать целями-заданиями, т.е.
задачами высшего порядка, неисчерпаемыми по самому существу своему и открывающими для стремящегося к ним человечества путь бесконечного развития.
Определяя ценности как общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, Нейл Смелзер выделяет их основой нравственных принципов.3
В христианской морали, например, Десять заповедей, пишет Смелзер, помимо других требований, предусматривают сохранение человеческой жизни («не убий»), супружескую верность («не прелюбодействуй») и уважение к родителям («чти отца своего и мать свою»).
Выступая против софистов, доказывающих относительность и условность человеческих понятий и установлений, Сократ учил, что в понятиях и ценностях
1 Гессен С.И.
Основы педагогики.
Введение в прикладную философию.
М.: «ШколаПресс», 1995.
С.
32 2 Там же: С.
33.
3 Смелзер Н.
Социология: пер.
с англ.
—М.: Феникс, 1994.
С.50.
22

[стр.,23]

должно быть общее, незыблемое содержание.
Основными добродетелями (познания того, что есть благо) Сократ считает сдержанность (как укрощать страсти), мужество (как преодолеть опасность) и справедливость (как соблюдать божественные и человеческие законы).
Эти добродетели человек приобретает путем познания и самопознания.
Добродетели, как и моральные нормы, и законы, основанные на них, Сократ считал вечными и неизменными.
Наличие добродетелей предопределяет выполнение общественных или государственных функций и дел полиса.1
В 1990 году исследовательским коллективом программы «Общественное мнение» был реализован проект «Духовный облик студента», где целью исследования было выявление динамики ценностных ориентаций.
Иерархия жизненных ценностей студенчества выглядела следующим образом: 1 группа верные друзья, здоровье, любовь, создание семьи, родственные отношения, уважение к старшим, национальные традиции; 2 группа — профессия, интеллект, интеллигентность, учеба, искусство, творчество, наука, религиозная вера; 3 группа деньги, грубая сила, мода, рок-музыка, фирменные вещи, карьера.2 В 1973 году М.Рокичом была создана методика изучения ценностных ориентаций, дающая, по его мнению, возможность, получить информацию о системе целей жизни человека.
Ученый определяет ценности личности как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения либо конечная цель существования».3 В данной связи ценностные ориентации делятся на две группы: терминальные цели существования индивида и инструментальные способы 1История философии в кратком изложении.
М., Мысль, 1991.
С.
130-131.
2Нечаев ВЛ.
Социология образования.
-М .: Изд-во МГУ, 1992.
С.
152.
3Спивак В.А.
Организационное поведение и управление персоналом.
/ Методика изучения ценностных ориентаций по М.
Рокичу,СПб.: Изд-во «Питер», 2000.
С.
351-353.
23

[Back]