Проверяемый текст
Хабибова, Наталья Евгеньевна; Философский анализ понятия "ценностные ориентации": онтологический и гносеологический аспекты (Диссертация 2004)
[стр. 48]

В систематизированном виде, аттитюд, называемый цитированными Г.Олпортом авторами — готовностью к действию, диспозицией, рассматривался как: 1) определенное состояние сознания и нервной системы, 2) выражающее готовность к реакции, 3) организованное, 4) на основе предшествующего опыта, 5) оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.
«Таким образом,
отмечает Г.М.Андреева, были установлены зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная роль в поведении» [14, 292.].
Зарубежная социологическая наука и сегодня исследует ценностные ориентации в рамках представлений о социальной установке, которые разрабатывались в социальной психологии, так и в собственно социологическом ключе.
В США, где интенсивно изучались социальные установки, эмпирически и экспериментально были выявлены их свойства (устойчивость, интенсивность, направленность, модальность, когерентность), осуществлена классификация по
положению в системе ценностной ориентации (базовые, периферийные), по функциям: 1) адаптивная или приспособительная: 2) эгозащитная; 3) самореализации; 4) познавательная.
Адаптивная или приспособительная функция, называемая иногда утилитарной, или инструментальной, помогает человеку достичь желаемых результатов и избежать нежелательных целей.
Представления об этих целях и о способах их достижения обычно формируются в предшествующем опыте и именно на его основе складывается аттитюд.
Эго-защитная функция позволяет субъекту противостоять негативной информации о себе самом или о значимых для него объектах, поддерживать высокую самооценку и защищаться от критики.
Эго-защитная функция не
48
[стр. 32]

нежели явное, завершенное (consummatory).
Это не поведение, а его предпосылка».1 Необходимо отметить, что в целом ряде указании на регулирующую функцию атгитюда содержатся важные дополнительные ограничения, а именно, что аттитюд регулирует действия, прежде всего с точки зрения их направленности.
Примером тому может служить формулировка Э.Богардуса: «Аттитюд это тенденция действовать за или против (toward or against), некоторого фактора окружения; последний, таким образом, становится положительной или отрицательной ценностью».2 В систематизированном виде, аттитюд, называемый цитированными Олпортом авторами —готовностью к действию, диспозицией, рассматривался как: 1) определенное состояние сознания и нервной системы, 2) выражающее готовность к реакции, 3) организованное, 4) на основе предшествующего опыта, 5) оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.
«Таким образом»
указывает Г.М.Андреева — «были установлены зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная роль в поведении».3 Зарубежная социологическая наука и сегодня исследует ценностные ориентации в рамках представлений о социальной установке, которые разрабатывались в социальной психологии, так и в собственно социологическом ключе.
В США, где интенсивно изучались социальные установки, эмпирически и экспериментально были выявлены их свойства (устойчивость, интенсивность, направленность, модальность, когерентность), осуществлена классификация по
1 Магун B.C.
История исследований социальных установок аттитюдов // Хрестоматия по социальной психологии.
М., 1993.
С.158.
2 См.
там же.
3 Андреева Г.М.
Социальная психология.
М., 1997.
С.
292.
32

[стр.,33]

положению в системе ценностной ориентации (базовые, периферийные), по функциям: 1) адаптивная или приспособительная: 2) эго-защитная; 3) самореализации; 4) познавательная.
Напомним кратко их содержание.
Адаптивная или приспособительная функция, называемая иногда утилитарной, или инструментальной, помогает человеку достичь желаемых результатов и избежать нежелательных целей.
Представления об этих целях и о способах их достижения обычно формируются в предшествующем опыте и именно на его основе складывается аттитюд.
Эго-защитная функция позволяет субъекту противостоять негативной информации о себе самом или о значимых для него объектах, поддерживать высокую самооценку и защищаться от критики.
Эго-защитная функция не
гарантирует точности самооценки, но сохраняет индивиду веру в свои способности.
Функция самореализации, или функция выражения ценностей, предполагает возможность для человека выразить свою «центральную» ценность как компонент образа Я.
Другими словами, эта функция помогает человеку определить, к какому типу личности он относится, что из себя он представляет, к чему испытывает приязнь и к чему неприязнь.
Это же определяет и его отношение к другим людям и социальным явлениям: в зависимости от значимых для меня ценностей я определенным образом отношусь к тому или иному политику, социальному движению и т.п.
Демонстрируя данное отношение, человек, представляет себя, выявляет свое собственное Я по отношению к происходящим событиям.
Функция знания, или познавательная функция, помогает человеку организовать свои представления об окружающем мире, интерпретировать возникающие в повседневной жизни события и явления.
Знания опираются на то, что получено при помощи трех вышеописанных функций аттитюдов, в силу чего доставляемые установкой «знания» крайне субъективны.
Этим определяется то обстоятельство, что «знания» разных людей об одних и тех же объектах различны.
Из-за различного «знания», т.е.
понимания их смысла отдельными 33

[Back]