Проверяемый текст
Хабибова, Наталья Евгеньевна; Философский анализ понятия "ценностные ориентации": онтологический и гносеологический аспекты (Диссертация 2004)
[стр. 49]

гарантирует точности самооценки, но сохраняет индивиду веру в свои способности.
Функция самореализации, или функция выражения ценностей, предполагает возможность для человека выразить свою «центральную» ценность как компонент образа Я.
Другими словами, эта функция помогает человеку определить, к какому типу личности он относится, что из себя он представляет, к чему испытывает приязнь и к чему неприязнь.
Это же определяет и его отношение к другим людям и социальным явлениям: в зависимости от значимых для меня ценностей я определенным образом отношусь к тому или иному политику, социальному движению и т.п.
Демонстрируя данное отношение, человек, представляет себя, выявляет свое собственное Я по отношению к происходящим событиям.
Функция знания, или познавательная функция, помогает человеку организовать свои представления об окружающем мире, интерпретировать возникающие в повседневной жизни события и явления.
Знания опираются на то, что получено при помощи трех вышеописанных функций аттитюдов, в силу чего доставляемые установкой «знания» крайне субъективны.
Этим определяется то обстоятельство, что «знания» разных людей об одних и тех же объектах различны.
Из-за различного «знания», т.е.
понимания их смысла отдельными
людьми или социальными группами, указывает Г.М.Андреева, в частности, сложно разрешается огромное количество реальных социальных проблем [13].
В концепции социального действия, разработанной
Толкотгом Парсонсом, понятие ценностных ориентаций есть логический термин для выражения одного из центральных аспектов расчленения культурных традиций в системе действия.
Такое определение исходит из представления о ценности как элемента общепризнанной символической системы служащего в качестве критерия или стандарта для выбора из альтернатив ориентации внутренне присущих определенной ситуации.

«По от этого аспекта мотивационной ориентации, принадлежащего целостности действия, 49 ч
[стр. 33]

положению в системе ценностной ориентации (базовые, периферийные), по функциям: 1) адаптивная или приспособительная: 2) эго-защитная; 3) самореализации; 4) познавательная.
Напомним кратко их содержание.
Адаптивная или приспособительная функция, называемая иногда утилитарной, или инструментальной, помогает человеку достичь желаемых результатов и избежать нежелательных целей.
Представления об этих целях и о способах их достижения обычно формируются в предшествующем опыте и именно на его основе складывается аттитюд.
Эго-защитная функция позволяет субъекту противостоять негативной информации о себе самом или о значимых для него объектах, поддерживать высокую самооценку и защищаться от критики.
Эго-защитная функция не гарантирует точности самооценки, но сохраняет индивиду веру в свои способности.
Функция самореализации, или функция выражения ценностей, предполагает возможность для человека выразить свою «центральную» ценность как компонент образа Я.
Другими словами, эта функция помогает человеку определить, к какому типу личности он относится, что из себя он представляет, к чему испытывает приязнь и к чему неприязнь.
Это же определяет и его отношение к другим людям и социальным явлениям: в зависимости от значимых для меня ценностей я определенным образом отношусь к тому или иному политику, социальному движению и т.п.
Демонстрируя данное отношение, человек, представляет себя, выявляет свое собственное Я по отношению к происходящим событиям.
Функция знания, или познавательная функция, помогает человеку организовать свои представления об окружающем мире, интерпретировать возникающие в повседневной жизни события и явления.
Знания опираются на то, что получено при помощи трех вышеописанных функций аттитюдов, в силу чего доставляемые установкой «знания» крайне субъективны.
Этим определяется то обстоятельство, что «знания» разных людей об одних и тех же объектах различны.
Из-за различного «знания», т.е.
понимания их смысла отдельными
33

[стр.,34]

людьми или социальными группами, указывает Г.М.Андреева, в частности, сложно разрешается огромное количество реальных социальных проблем.1 В концепции социального действия, разработанной Толкотт’ ом Парсонсом, понятие ценностных ориентаций есть логический термин для выражения одного из центральных аспектов расчленения культурных традиций в системе действия.
Такое определение исходит из представления о ценности как элемента общепризнанной символической системы служащего в качестве критерия или стандарта для выбора из альтернатив ориентации внутренне присущих определенной ситуации.

«Но от этого аспекта мотивационной ориентации, принадлежащего целостности действия, необходимо, учитывая роль символических систем, отличать аспект ценностной ориентации.
Данный аспект касается не значения ожидаемого деятелем положения вещей в смысле этого баланса удовлетворенности — неудовлетворенности, но содержания самих селективных стандартов».2 Механизм социального действия по Парсонсу таков: 1) действие является целеустремленным процессом, т.е.
имеет свое завершение; 2) действие протекает в определенной ситуации, некоторые компоненты которой являются неизменной данностью, но другие используются действующим лицом в качестве средств достижения цели; 3)действие нормативно регулируется, что проявляется в индивидуальном выборе целей и средств; 4) социальное действие является базовой, мельчайшей единицей социальной реальности.
Выдвинутые тезисы в определенной степени близки воззрениям предшественников Парсонса: Д.Дьюи, М.Вебера и Э.Дюркгейма.
Но есть и значимые отличия.
Воззрениям Дьюи противопоставляется утверждение о нормативности, социальности действия, что позволило в последующих работах 1 Андреева Г.М.
Психология социального познания.
М.: Аспект Пресс, 1997.
С.
126.
2 Парсонс Т.
Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль: Тексты / под ред.
В.И.
Добрснькова.
М., 1994.
С.455.
34

[Back]