Проверяемый текст
Хабибова, Наталья Евгеньевна; Философский анализ понятия "ценностные ориентации": онтологический и гносеологический аспекты (Диссертация 2004)
[стр. 50]

необходимо, учитывая роль символических систем, отличать аспект ценностной ориентации.
Данный аспект касается не значения ожидаемого деятелем положения вещей в смысле этого баланса удовлетворенности — неудовлетворенности, но содержания самих селективных стандартов»
[165, 455].
Механизм социального действия по Т.Парсонсу таков: 1)действие является целеустремленным процессом, т.е.
имеет свое завершение; 2) действие протекает в определенной ситуации, некоторые компоненты которой являются неизменной данностью, но другие используются действующим лицом в качестве средств достижения цели; 3)действие нормативно регулируется, что проявляется в индивидуальном выборе целей и средств; 4) социальное действие является базовой, мельчайшей единицей социальной реальности.
Выдвинутые тезисы в определенной степени близки воззрениям предшественников
Т.
Парсонса: Д.Дыои, М.Вебера и Э.Дюркгейма.
Но есть и значимые отличия.
Воззрениям
Д.Дыои противопоставляется утверждение о нормативности, социальности действия, что позволило в последующих работах предложить иную модель механизма социального действия.
У Вебера, как известно, игнорировалась значимость ситуации действия, акцентировалось постоянство его ценностной направленности.
Принимая общую посылку Дюркгейма о роли господствующих норм в формировании направленности действий индивида,
Т.Парсонс, не в пример ему, признает автономность деятеля в выборе целей и средств достижения.
Согласно Б.Г.Ананьеву, ценностные ориентации, роли, статус образуют первичный класс личностных свойств, интегрируемых определенной структурой личности.
Данные личностные характеристики, по мнению автора, определяют особенности мотивации поведения, структуру общественного поведения, составляющих как бы второй ряд личностных
50
[стр. 34]

людьми или социальными группами, указывает Г.М.Андреева, в частности, сложно разрешается огромное количество реальных социальных проблем.1 В концепции социального действия, разработанной Толкотт’ ом Парсонсом, понятие ценностных ориентаций есть логический термин для выражения одного из центральных аспектов расчленения культурных традиций в системе действия.
Такое определение исходит из представления о ценности как элемента общепризнанной символической системы служащего в качестве критерия или стандарта для выбора из альтернатив ориентации внутренне присущих определенной ситуации.
«Но от этого аспекта мотивационной ориентации, принадлежащего целостности действия, необходимо, учитывая роль символических систем, отличать аспект ценностной ориентации.
Данный аспект касается не значения ожидаемого деятелем положения вещей в смысле этого баланса удовлетворенности — неудовлетворенности, но содержания самих селективных стандартов».2
Механизм социального действия по Парсонсу таков: 1) действие является целеустремленным процессом, т.е.
имеет свое завершение; 2) действие протекает в определенной ситуации, некоторые компоненты которой являются неизменной данностью, но другие используются действующим лицом в качестве средств достижения цели; 3)действие нормативно регулируется, что проявляется в индивидуальном выборе целей и средств; 4) социальное действие является базовой, мельчайшей единицей социальной реальности.
Выдвинутые тезисы в определенной степени близки воззрениям предшественников
Парсонса: Д.Дьюи, М.Вебера и Э.Дюркгейма.
Но есть и значимые отличия.
Воззрениям
Дьюи противопоставляется утверждение о нормативности, социальности действия, что позволило в последующих работах 1 Андреева Г.М.
Психология социального познания.
М.: Аспект Пресс, 1997.
С.
126.
2 Парсонс Т.
Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль: Тексты / под ред.
В.И.
Добрснькова.
М., 1994.
С.455.
34

[стр.,35]

предложить иную модель механизма социального действия.
У Вебера, как известно, игнорировалась значимость ситуации действия, акцентировалось постоянство его ценностной направленности.
Принимая общую посылку Дюркгейма о роли господствующих норм в формировании направленности действий индивида,
Парсонс, не в пример ему, признает автономность деятеля в выборе целей и средств достижения.
В работе «К общей теории действия» была представлена классификация субъективных ориентаций, т.е.
остов механизма социального действия.
МОТИВАЦИОННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ когнитивное измерение; коллективное измерение; оценочное измерение.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ когнитивное измерение; измерение одобрением; моральное измерение.
Как видим, в каждом из видов ориентаций просматривается внутреннее единство двух систем — личности и общества.
Мотивационные ориентации отражают предпочтения личности — знания, эмоции, оценки.
Ценностные ориентации отражают господствующие в обществе представления о добре и зле, моральном и аморальном, одобряемом и неодобряемом.
Выбор индивида в ситуации предопределен взаимодействием этих рядов ориентаций.
Само же взаимодействие детерминировано универсальной социальной ситуацией его преломления в межличностном взаимодействии.
Согласно Б.Г.Ананьеву, ценностные ориентации, роли, статус образуют первичный класс личностных свойств, интегрируемых определенной структурой личности.
Данные личностные характеристики, по мнению автора, определяют особенности мотивации поведения, структуру общественного поведения, составляющих как бы второй ряд личностных
свойств.
Характер человека является высшим интегрированным эффектом взаимодействия первичных и 35

[Back]