свойств. Характер человека является высшим интегрированным эффектом взаимодействия первичных и вторичных личностных свойств, с одной стороны, склонности с другой. «Основная форма развития личностных свойств человека — жизненный путь человека в обществе, его социальная биография» [9, 210]. С точки зрения философии, ценностные ориентации одна из составляющих человеческой субъективности, представляющая собой бытие человека в качестве совершенно неповторимого ансамбля природных, общественных и духовных качеств, куда входят его природные данные, включая определенные задатки и способности, уникальность его собственной жизненной биографии, его внутренний духовный мир с системой его ценностных ориентаций, мотивационных механизмов, эмоциональнопсихологической сферой и т.д. Как видим, субъективность — единственный и неповторимый сплав качеств каждого человека неотделима от духовности и в то же время к ней не сводится, а представляет собой единство объективных и субъективных качеств человека. Об этом можно вести речь, если допустить, что субъективность не сводится к субъективной стороне практической деятельности, а присутствует в ней в качестве идеального момента; хотя субъективность идеальна, в то же время она не исчерпывается сферой сознания и может быть представлена в нем в форме знания, оставаясь необходимым условием самого этого представления [1]. Здесь следует сказать также о том, что функциональное поле понятия «ценностные ориентации» определяется как некий алгоритм воздержания «чистого Я» от индивидуальных предметностей: культурных образований, произведений изящных искусств, эстетических и практических ценностей, а также таких реалий, как государство, право, нравственность, религия. Ценностные ориентации, как существенный элемент человеческой субъективности, не служат какой-либо отдельной социальной группе (в этом проявляется их трансцендентальность), но вместе с тем предназначены 51 |
вторичных личностных свойств, с одной стороны, склонности с другой. «Основная форма развития личностных свойств человека — жизненный путь человека в обществе, его социальная биография».1 С точки зрения философии, ценностные ориентации одна из составляющих человеческой субъективности, представляющая собой бытие человека в качестве совершенно неповторимого ансамбля природных, общественных и духовных качеств, куда входят его природные данные, включая определенные задатки и способности, уникальность его собственной жизненной биографии, его внутренний духовный мир с системой его ценностных ориентаций, мотивационных механизмов, эмоционально-психологической сферой и т.д. Как видим, субъективность единственный и неповторимый сплав качеств каждого человека неотделима от духовности и в то же время к ней не сводится, а представляет собой единство объективных и субъективных качеств человека. Об этом можно вести речь, если допустить, что субъективность не сводится к субъективной стороне практической деятельности, а присутствует в ней в качестве идеального момента; хотя субъективность идеальна, в то же время она не исчерпывается сферой сознания и может быть представлена в нем в форме знания, оставаясь необходимым условием самого этого представления.2 Здесь следует сказать также о том, что функциональное поле понятия «ценностные ориентации» определяется как некий алгоритм воздержания «чистого Я» от индивидуальных предметностей: культурных образований, произведений изящных искусств, эстетических и практических ценностей, а также таких реалий, как государство, право, нравственность, религия. Это «чистое Я», по всей видимости, соответствует трансцендентальному субъекту, задающему ценностные ориентации и который соответствует уровню абстракции 1 Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1997. С. 210. 2 См.: Абрамов С.С. Неявная субъективность: (Опыт философского исследования). Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1991. С. 4. 36 трансцендентности и имеет свою достаточно сложную структуру, которая в наиболее целостном виде исследована в работах Н.А.Сурковой.1 Ценностные ориентации, "как существенный элемент человеческой субъективности, не служат какой-либо отдельной социальной группе (в этом проявляется их трансцендентальность), но вместе с тем предназначены защищать интересы каждого индивида этой группы. Ценности можно рассматривать, таким образом, как некие идеальные конструкции или универсалии, ориентирующиеся не на тот или иной тип духовности, а на «трансцендентальный субъект или "чистое Я’1 , которое всегда одно и то же и никогда не бывает другим». Это можно интерпретировать следующим образом: «человек всегда должен быть согласен с самим собой; он не должен себе никогда противоречить».3 Данное состояние, в котором все силы человека представляют в себе одну единую силу, и есть та абсолютная ценность, которая, выступая в качестве внутреннего источника культурного бытия, как бы превышает само это бытие. Данная ценность задает, как видим, функциональное поле всех культурных ценностей и всех ценностных ориентаций человека и общества как отношения разумных существ друг к другу. Рассматривая диалектику объективации и субъективации человека в обществе, философия рассматривает субъективный мир в качестве внутренней опоры жизнедеятельности человека, в качестве имманентного истока жизненной энергии и созидания человека. Связь же человека с обществом предстает как противоречивое единство объективации и субъективации, выхода человека вовне своей субъективности и ее сохранения, разрушения человеком своей субъективности и ее восстановления, развития. В последнее время появились монографии, посвященные человеческой 1 Суркова Н.А. Классическое философствование (между Кантом и Гегелем). Уфа: РИО БашГУ, 1997. 142 с.; Гносеологическая и экзистенциальная функции понятия «трансцендентальный субъект». Авт-т дисс. д.-ра филос. наук. Уфа, 2003. 40 с. 2 См.: Фихте И.Г. Соч. в 2-х т. —СПб.: Мифрил, 1993. С. 14-15. 3 Там же. С.15. 37 |