защищать интересы каждого индивида этой группы. Ценности можно рассматривать, таким образом, как некие идеальные конструкции или универсалии, ориентирующиеся не на тот или иной тип духовности, а на «...трансцендентальный субъект или "чистое Я", которое всегда одно и то же и никогда не бывает другим» [219, 14-15]. Это можно интерпретировать следующим образом: «...человек всегда должен быть согласен с самим собой; он не должен себе никогда противоречить» [219, 15.]. Данное состояние, в котором все силы человека представляют в себе одну единую силу, и есть та абсолютная ценность, которая, выступая в качестве внутреннего источника культурного бытия, как бы превышает само это бытие. Данная ценность задает, как видим, функциональное поле всех культурных ценностей и всех ценностных ориентации человека и общества как отношения разумных существ друг к другу. Рассматривая диалектику объективации и субъсктивации человека в обществе, философия рассматривает субъективный мир в качестве внутренней опоры жизнедеятельности человека, в качестве имманентного истока жизненной энергии и созидания человека. Связь же человека с обществом предстает как противоречивое единство объективации и субъективации, выхода человека вовне своей субъективности и ее сохранения, разрушения человеком своей субъективности и ее восстановления, развития. Ценностная ориентация человека, полагает В. Момов, — это «...персонифицированное отношение к объективной системе ценностей материальных и духовных, наличных и возможных, желательных и должных» [147, 133.]. Под персонификацией при этом понимается сложный и противоречивый процесс взаимодействия информационного содержания социализирующих факторов с различными типами сознательно-психических и идеологических процессов, свойств и отношений, образующих целостный личностный модус человека (потребности, интересы, убеждения, оценочные критерии, стремления). Персонифицированные феномены представляют 52 ч\ |
трансцендентности и имеет свою достаточно сложную структуру, которая в наиболее целостном виде исследована в работах Н.А.Сурковой.1 Ценностные ориентации, "как существенный элемент человеческой субъективности, не служат какой-либо отдельной социальной группе (в этом проявляется их трансцендентальность), но вместе с тем предназначены защищать интересы каждого индивида этой группы. Ценности можно рассматривать, таким образом, как некие идеальные конструкции или универсалии, ориентирующиеся не на тот или иной тип духовности, а на «трансцендентальный субъект или "чистое Я’1 , которое всегда одно и то же и никогда не бывает другим». Это можно интерпретировать следующим образом: «человек всегда должен быть согласен с самим собой; он не должен себе никогда противоречить».3 Данное состояние, в котором все силы человека представляют в себе одну единую силу, и есть та абсолютная ценность, которая, выступая в качестве внутреннего источника культурного бытия, как бы превышает само это бытие. Данная ценность задает, как видим, функциональное поле всех культурных ценностей и всех ценностных ориентаций человека и общества как отношения разумных существ друг к другу. Рассматривая диалектику объективации и субъективации человека в обществе, философия рассматривает субъективный мир в качестве внутренней опоры жизнедеятельности человека, в качестве имманентного истока жизненной энергии и созидания человека. Связь же человека с обществом предстает как противоречивое единство объективации и субъективации, выхода человека вовне своей субъективности и ее сохранения, разрушения человеком своей субъективности и ее восстановления, развития. В последнее время появились монографии, посвященные человеческой 1 Суркова Н.А. Классическое философствование (между Кантом и Гегелем). Уфа: РИО БашГУ, 1997. 142 с.; Гносеологическая и экзистенциальная функции понятия «трансцендентальный субъект». Авт-т дисс. д.-ра филос. наук. Уфа, 2003. 40 с. 2 См.: Фихте И.Г. Соч. в 2-х т. —СПб.: Мифрил, 1993. С. 14-15. 3 Там же. С.15. 37 субъективности, но их крайне мало.* Кроме того, в этих публикациях философско-категориальный подход выражен слабо. «Необходимо категорически отмежеваться от своеобразного скептицизма по отношению к феномену человеческой субъективности, от стремления рассматривать ее как нечто априори низшее, незначительное по сравнению с объективностью человеческой жизнедеятельности, как нечто всегда только вторичное и производное.2 ■ В. Момов полагает, что ценностная ориентация человека это «персонифицированное отношение к объективной системе ценностей материальных и духовных, наличных и возможных, желательных и должных».3 Под персонификацией при этом понимается сложный и противоречивый процесс взаимодействия информационного содержания социализирующих факторов с различными типами сознательно-психических и идеологических процессов, свойств и отношений, образующих целостный личностный модус человека (потребности, интересы, убеждения, оценочные критерии, стремления). Персонифицированные* феномены представляют собой качественно новый синтетический результат, получаемый при взаимодействии влияния социальной среды и микросреды личности. В педагогической науке, ценностные ориентации это сознательные предпочтения (или отвержения) определенных способов поведения и удовлетворения потребностей. И далее, развиваются ценностные ориентации у человека на основе определенных потребностей, а также под влиянием культурных образцов их удовлетворения. «Закладываются ценностные ориентации у ребенка в раннем детстве. Хотя их система формируется под влиянием идеологии и культуры общества в целом, тем не менее, непосредственный опыт, который ребенок усваивает в семье, как правило, имеет большое значение».4 Указывая, что культуру человека определяет его семья, то 1 См.: Ватин И.В. Человеческая субъективность. Ростов н/Д., 1984. -200 с.; Матин Т.П. Сознание как целостность и рефлексия. Ростов н/Д., 1988. 180 с. 2 Барулин B.C. Социальная философия. М.,1993. Т.2. С.67. 3 Момов В. Человек. Мораль. Воспитание. М., 1975. С.133. 4 Семейное воспитание. Краткий словарь. М., 1990. С.293. 38 |