собой качественно новый синтетический результат, получаемый при взаимодействии влияния социальной среды:и микросреды личности. В^‘педагогической науке, ценностные ориентации — это сознательные предпочтения (или отвержения) определенных способов поведения, и удовлетворения потребностей. И:далее, развиваются ценностные ориентации у человека на*, основе определенных потребностей, а также, под влиянием культурных образцов их удовлетворения. В? психологии ценностные ориентации рассматриваются как: 1) идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности; 2) способ дифференциации объектов индивидом по.их значимости. Совокупность представлений, пишет Н.А.Батурин, «накоплена» в процессе социализации и в индивидуальном опыте взаимодействия с. предметами и явлениями, относимыми субъектом к одному классу. Она может объединяться в целостное представление о нормальном,; типичному среднем, должном предмете или явлении. «В наиболее простом' случае оценочное основание— это представление о единичном, но действительно эталонном объекте, признанным таковым на основе индивидуального или социального опыта» [24, 84].. В литературе встречается и соотнесенность ценностных ориентаций с ценностями и фиксирование их как «...что человек особенно ценит в.жизни, чему придает особый положительный жизненный смысл» [154, 572.]. В социальной психологии ценностные ориентации субъективное, индивидуальное отражение в-психике исознании человека социальных ценностей общества и. природы на том или ином, историческом этапе развития. Они’, определяют избирательность отношения человека к материальным: и духовным ценностям, характеризуют жизненную позицию личности, направленность ее устремлений, ее активности. В сознании человека ценностные ориентации представлены в форме идеалов; целей, норм его жизнедеятельности и воплощаются в его поступках. Основное / 53 \ |
субъективности, но их крайне мало.* Кроме того, в этих публикациях философско-категориальный подход выражен слабо. «Необходимо категорически отмежеваться от своеобразного скептицизма по отношению к феномену человеческой субъективности, от стремления рассматривать ее как нечто априори низшее, незначительное по сравнению с объективностью человеческой жизнедеятельности, как нечто всегда только вторичное и производное.2 ■ В. Момов полагает, что ценностная ориентация человека это «персонифицированное отношение к объективной системе ценностей материальных и духовных, наличных и возможных, желательных и должных».3 Под персонификацией при этом понимается сложный и противоречивый процесс взаимодействия информационного содержания социализирующих факторов с различными типами сознательно-психических и идеологических процессов, свойств и отношений, образующих целостный личностный модус человека (потребности, интересы, убеждения, оценочные критерии, стремления). Персонифицированные* феномены представляют собой качественно новый синтетический результат, получаемый при взаимодействии влияния социальной среды и микросреды личности. В педагогической науке, ценностные ориентации это сознательные предпочтения (или отвержения) определенных способов поведения и удовлетворения потребностей. И далее, развиваются ценностные ориентации у человека на основе определенных потребностей, а также под влиянием культурных образцов их удовлетворения. «Закладываются ценностные ориентации у ребенка в раннем детстве. Хотя их система формируется под влиянием идеологии и культуры общества в целом, тем не менее, непосредственный опыт, который ребенок усваивает в семье, как правило, имеет большое значение».4 Указывая, что культуру человека определяет его семья, то 1 См.: Ватин И.В. Человеческая субъективность. Ростов н/Д., 1984. -200 с.; Матин Т.П. Сознание как целостность и рефлексия. Ростов н/Д., 1988. 180 с. 2 Барулин B.C. Социальная философия. М.,1993. Т.2. С.67. 3 Момов В. Человек. Мораль. Воспитание. М., 1975. С.133. 4 Семейное воспитание. Краткий словарь. М., 1990. С.293. 38 есть все то, что он начал впитывать с младенчества, Э.Берн пишет: «Духовные ценности определяются семьей. Вникая в самую суть дела сценарный аналитик требует ответа на вопрос: о чем у вас говорится за обедом?».1 В психологии ценностные ориентации рассматриваются как: 1) идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности; 2)способ дифференциации объектов индивидом по их значимости.2 Подобные определения понятия ценностных ориентаций представлены и в работах других авторов.3 При этом необходимо указать на три следующих момента. Во-первых, отметим сам факт значения ценностных ориентаций как совокупности представлений в сознании субъекта, существующих в виде понятий, норм, идеалов, целей, интересов, с помощью которых осуществляется оценка. Совокупность представлений, пишет Н.А.Батурин, «накоплена» в процессе социализации и в индивидуальном опыте взаимодействия с предметами и явлениями, относимыми субъектом к одному классу. Она может объединяться в целостное представление о нормальном, типичном, среднем, должном предмете или явлении. «В наиболее простом случае оценочное основание —это представление о единичном, но действительно эталонном объекте, признанным таковым на основе индивидуального или социального опыта».4 Во-вторых, выделение «внешней» функции ценностных ориентаций, в которой они выступают как средство ориентировки человека «вовне», в окружающем его мире, в социуме. В-третьих, формирование в личности таких ценностных ориентаций, отношений мотивов, которые обеспечивали бы оценку и регулирование поведения в соответствии с морально-нравственными нормами, принятыми в 1 Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб.1995. С.258. 2 Психология: Словарь. М , 1990. С.441-442. Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология. М., 1988. С.ЗЗЗ. 3 Социология. Словарь-справочник. Междисциплинарные исследования. Т.З. М.: Наука, 1991. С.247 Социологический справочник. —Киев. 1990. С.382. 4 Батурин H.A. Вопросы психологии №2. / Проблемы оценивания и оценки в общей психологии. М., 1989. С.84. 39 конкретной социально-культурной среде представляет собой цель воспитания и развития личности.1 В литературе встречается и соотнесенность ценностных ориентаций с ценностями и фиксирование их как «что человек особенно ценит в жизни, чему придает особый положительный жизненный смысл».2 В социальной психологии ценностные ориентации субъективное, индивидуальное отражение в психике и сознании человека социальных ценностей общества и природы на том или ином историческом этапе развития. Они определяют избирательность отношения человека к материальным и духовным ценностям, характеризуют жизненную позицию личности, направленность ее устремлений, ее активности. В сознании человека ценностные ориентации представлены в форме идеалов, целей, норм его жизнедеятельности и воплощаются в его поступках. Основное содержание и направленность ценностных ориентаций представлены в чувствах и мотивах мышления, поведения человека, определяющих его образ мышления и образ жизни, особенности субъективных отношений и представлений о добре и зле, счастье и несчастье, справедливом и несправедливом, правильном и неправильном, возвышенном и низком.3 Широко распространено определение ценностных ориентаций в таком значении, как «мотивы, потребности, интересы и другие детерминанты, определяющие установки индивидов или группы лиц; избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям».4 Нам хотелось бы здесь отметить тот факт, что «многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, мировоззрения, участвующих в создании направленности личности, и выражающих социально детерминированные отношения личности к 1 Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. 4.1. М., 1995. С.192. 2 Немов P.C. Психология. М., 1994. КиЛ. С.572. 3 Баева И.А. Психология в понятиях, образах, переживаниях (Возможности психологического словаря). М., С.82. 4 Краткий словарь современных понятий и терминов. М., 1993. С.510. 40 |