Проверяемый текст
Хабибова, Наталья Евгеньевна; Философский анализ понятия "ценностные ориентации": онтологический и гносеологический аспекты (Диссертация 2004)
[стр. 56]

аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями до сих пор отсутствует.
Хотя «ценностные ориентации» исследователи рассматривали как индивидуальные формы репрезентации надиндивидуальных ценностей, понятия ценности и ценностные ориентации различались по параметру «общее индивидуальное», либо «реально действующее рефлексивно сознаваемое» в зависимости от того,
признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании.
В настоящее время более эвристичным признается восходящее в К.Клакхону определение ценностей как аспекта мотивации, а ценностных
ориентации, как субъективных концепций ценностей или разновидностей аттитюдов (социальных установок), занимающих сравнительно высокое положение в иерархической структуре регуляции деятельности личности.
В социальной антропологии ценностью называется некое общее содержание смыслов жизни людей, находящихся в сходных жизненных ситуациях.

Являясь нормативно закрепленным обобщением смыслов, ценности в дальнейшем выступают в качестве средств унификации поиска людьми своего индивидуального смысла в индивидуальной ситуации.
Таким образом, ценности унифицируют и облегчают поиск смысла жизни.
Ошибочно полагать, что принятые человеком ценности подменяют и заменяют собой индивидуальные смыслы жизни.
Они соотносят множество индивидуальных смыслов друг с другом, связывают их, объединяют в некое единство.
Определяя проблему ценностей как проблему междисциплинарного подхода, Д.А.Леонтьев выделяет три формы существования ценностей
[133].
Форма 1.
Общественные идеалы.
Общественные идеалы — это выработанные общественным сознанием и присутствующие в нем обобщенные представления о совершенстве в различных сферах общественной жизни.

56
[стр. 42]

определяют его мотивацию»; «этические императивы (повелевающие требования) трудовой деятельности, являющиеся одним из пяти элементов социально-психологической структуры труда»1 ; «определенная структура отношений личности к фактам действительности, конкретное проявление отношения, протекающее в форме фиксированных установок».
Л.В.Пиковский определяет ценностные ориентации формой убеждения как единство знаний, эмоций и воли, называя их в вершине иерархизированной системы феноменов духовного мира.3 Ценностные ориентации определяются и как «ценностные отношения, рассмотренные с точки зрения того, какие именно конкретные общественные ценности они опосредуют».4 Другими словами ценностные ориентации характеризуются тем, какая общественная ценность реализуется отдельными поведенческими программами в тех или иных сферах социальной деятельности человека.
Философско-энциклопедический словарь «Человек» дает следующее определение ценностным ориентациям отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.5 Далее указывается, что понятие «ценностные ориентации» было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями до сих пор отсутствует.
Хотя «ценностные ориентации» исследователи рассматривали как индивидуальные формы репрезентации надиндивидуальных ценностей, понятия ценности и ценностные ориентации различались по параметру «общее индивидуальное», либо «реально действующее рефлексивно сознаваемое» в зависимости от того,
1’Кравченко А.И.
Социология справочное пособие для студентов и преподавателей.
М , 1996.
С.153.
2 Философские науки.
№2.
1968.
С.173.
3 Основы социологии.
Курс лекций.
-М ., 1993.
С.166.
Донцов А.И.
Советская педагогика №5.
/ Постановка цели —важная роль в мотивации.
1975.
3 Человек.
Философско-энциклопедический словарь.
М., 2000.
С.409.
42

[стр.,43]

признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании.
В настоящее время более эвристичным признается восходящее в К.Клакхону определение ценностей как аспекта мотивации, а ценностных
ориентаций, как субъективных концепций ценностей или разновидностей аттитюдов (социальных установок), занимающих сравнительно высокое положение в иерархической структуре регуляции деятельности личности.
Разумеется, социологические, психологические, социальнопсихологические трактовки ценностных ориентаций заслуживают обсуждения.
Однако они не могут заменить его философско-категориального осмысления, поскольку именно на нем должны основываться подходы перечисленных, а также других наук.
Делая анализ понятия, ценностные ориентации мы столкнулись и с проблемой определения понятия ценности.
Единого определения и контекста употребления этого понятия, как и понятия ценностных ориентаций личности, не существует.
Ценность, как пишет Б.В.Марков, спорный и неоднозначный термин.
Необходимо отметить, что лишь с середины ХУШ зарождается теория ценностей немецким философом Иммануилом Кантом ставится проблема познания ценностей.
У античных мыслителей, как и средневековых философов, теологов можно встретить только высказывания о разных видах ценности (Сократ, Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Никколо Макиавелли, Рене Декарт и т.д.) Своеобразие феномена ценностей было выявлено в 60-е годы X IX века немецким философом Г.Лотце в трактате «Основания практической философии».
Ценность, по Лотце, благо как метафизический атрибут бытия.
Согласно мнению М.Хайдеггера, говорить и мыслить ценностями в XIX веке становится делом привычным, лишь вследствие распространения сочинений Ф.Ницше.
Что же понимает под ценностью Ницше? В работе «Воля к власти», афоризм 715, он пишет: «Точка зрения "ценности" — это точка зрения условий сохранения, возвышения, что касается сложных образований с относительной длительностью 43

[стр.,45]

ценностная предметность по сути являющаяся общественными отношениями, воплощенными в предмете.
В социальной антропологии ценностью называется некое общее содержание смыслов жизни людей, находящихся в сходных жизненных ситуациях.1Являясь
нормативно закрепленным обобщением смыслов, ценности в дальнейшем выступают в качестве средств унификации поиска людьми своего индивидуального смысла в индивидуальной ситуации.
Таким образом, ценности унифицируют и облегчают поиск смысла жизни.
Ошибочно полагать, что принятые человеком ценности подменяют и заменяют собой индивидуальные смыслы жизни.
Они соотносят множество индивидуальных смыслов друг с другом, связывают их, объединяют в некое единство.
Определяя проблему ценностей как проблему междисциплинарного подхода, Д.А.Леонтьев выделяет три формы существования ценностей.

Форма 1.
Общественные идеалы.
Общественные идеалы — это выработанные общественным сознанием и присутствующие в нем обобщенные представления о совершенстве в различных сферах общественной жизни.

Субъектом системы специфических ценностей может выступать любая социальная общность — от семьи до человечества в целом.
Любой индивид одновременно включен в значительное число общностей разного масштаба.
И в зависимости от того членом какой или каких общностей он себя ощущает в первую очередь значимыми будут или общечеловеческие, «вечные» ценности (истина, красота, справедливость), или конкретно исторические ценности больших социальных групп (равенство, демократия, державность), или ценности малых референтных грУпп (успех, богатство, мастерство, самосовершенствование) и т.д.
Форма 2.
Предметно воплощенные ценности.
Предметные воплощения представляют собой адекватное выражение ценностных идеалов, зафиксированные в культуре.
Реализуясь посредством человеческой деятельности, ценностные идеалы воплощаются либо в процессе деятельности, 1 Шаронов В.В.
Основы социальной антропологии.
СПб.: Изд-во «Лань», 1997.
С.
148.
45

[Back]