Субъектом системы специфических ценностей может выступать любая социальная общность — от семьи до человечества в целом. Любой индивид одновременно включен в значительное число общностей разного масштаба. И в зависимости от того членом какой или каких общностей он себя ощущает в первую очередь значимыми будут или общечеловеческие, «вечные» ценности (истина, красота, справедливость), или конкретно исторические ценности больших социальных групп (равенство, демократия, державность), или ценности малых референтных групп (успех, богатство, мастерство, самосовершенствование) и т.д. Форма 2. Предметно воплощенные ценности. Предметные воплощения представляют собой адекватное выражение ценностных идеалов, зафиксированные в культуре. Реализуясь посредством человеческой деятельности, ценностные идеалы воплощаются либо в процессе деятельности, либо в объективированном продукте деятельности произведении. Материальная и духовная культура человечества есть совокупность таких произведений. Форма 3. Личностные ценности. Бытие ценностей в структуре личности индивидов является логическим условием существования предметно воплощенных ценностей. Как и социальные личностные ценности существуют в форме идеалов. В настоящее время можно выделить следующие методологические подходы при анализе проблемы ценностей: 1) феноменологический; 2) социологический; 3) экзистенциалистский; 4) синергетический; 5) позитивистский (неопозитивистский); 6) персоналистический онтологизм; 7) социокультурный подход; 8) прагматический; 57 |
ценностная предметность по сути являющаяся общественными отношениями, воплощенными в предмете. В социальной антропологии ценностью называется некое общее содержание смыслов жизни людей, находящихся в сходных жизненных ситуациях.1Являясь нормативно закрепленным обобщением смыслов, ценности в дальнейшем выступают в качестве средств унификации поиска людьми своего индивидуального смысла в индивидуальной ситуации. Таким образом, ценности унифицируют и облегчают поиск смысла жизни. Ошибочно полагать, что принятые человеком ценности подменяют и заменяют собой индивидуальные смыслы жизни. Они соотносят множество индивидуальных смыслов друг с другом, связывают их, объединяют в некое единство. Определяя проблему ценностей как проблему междисциплинарного подхода, Д.А.Леонтьев выделяет три формы существования ценностей. Форма 1. Общественные идеалы. Общественные идеалы — это выработанные общественным сознанием и присутствующие в нем обобщенные представления о совершенстве в различных сферах общественной жизни. Субъектом системы специфических ценностей может выступать любая социальная общность — от семьи до человечества в целом. Любой индивид одновременно включен в значительное число общностей разного масштаба. И в зависимости от того членом какой или каких общностей он себя ощущает в первую очередь значимыми будут или общечеловеческие, «вечные» ценности (истина, красота, справедливость), или конкретно исторические ценности больших социальных групп (равенство, демократия, державность), или ценности малых референтных грУпп (успех, богатство, мастерство, самосовершенствование) и т.д. Форма 2. Предметно воплощенные ценности. Предметные воплощения представляют собой адекватное выражение ценностных идеалов, зафиксированные в культуре. Реализуясь посредством человеческой деятельности, ценностные идеалы воплощаются либо в процессе деятельности, 1 Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. СПб.: Изд-во «Лань», 1997. С. 148. 45 либо в объективированном продукте деятельности — произведении. Материальная и духовная культура человечества есть совокупность таких произведений. Форма 3. Личностные ценности. Бытие ценностей в структуре личности индивидов является логическим условием существования предметно воплощенных ценностей. Как и социальные личностные ценности существуют в форме идеалов. В настоящее время можно выделить следующие методологические подходы при анализе проблемы ценностей: 1) феноменологический; 2) социологический; 3) экзистенциалистский; 4) синергетический; 5) позитивистский (неопозитивистский); 6) персоналистический онтологизм; 7) социокультурный подход; 8) прагматический; 9) бихевиористсткий; 10) социально-психологический; 11) постмодернистский. М.С.Каган определяет ценности как значение предмета для человека как субъекта. «Система таких значений и становится необходимой ему культурной силой диалектически взаимосвязанной и взаимодействующей с его потребностями в творимых им предметах и служащих этому знаниях».1 Функциональное поле понятия «ценностные ориентации» задается признанием самостоятельного мира ценностей. Ведь ценности это, прежде всего феномены, сущность которых заключается в значимости, а не в фактичности. Но подлинная значимость, как некое «бытие долженствование», всегда как бы «притягивает» духовную сущность вещи. Мыслить вещь — не 1 Каган М.С. Философия культуры. СПб, ТОО ТК «Петрополис», 1996. С. 145. 46 |