9) бихевиористсткий; 10)социально-психологический; 11)постмодернистский. М.С.Каган определяет ценности как значение предмета для человека как субъекта. «Система таких значений и становится необходимой ему культурной силой диалектически взаимосвязанной и взаимодействующей с его потребностями в творимых им предметах и служащих этому знаниях» [88, 145.]. Функциональное поле понятия «ценностные ориентации» задается признанием самостоятельного мира ценностей. Ведь ценности это, прежде всего, феномены, сущность которых заключается в значимости, а не в фактичности. Но подлинная значимость, как некое «бытие — долженствование», всегда как бы «притягивает» духовную сущность вещи. Мыслить вещь не означает обладать ею как объектом мышления; мыслить значит с помощью объекта мышления выявить то, что еще не стало предметом мышления, т.е. устремиться к трансцендентному (но не в метафизическом плане), к тому, что располагается за границами повседневного опыта. Эта мысль о том, что еще находится за пределами мыслимого и есть наивысшее переживание. Ценностные ориентации, как лично переживаемую ориентацию поведения, можно определить как функционирующую ценность. Ценность это автономная сущность, которая символизирует некое «благо». А ценностные ориентации — это ориентации, складывающиеся в процессе осознания этой ценности и обуславливающие благостность жизнедеятельности субъекта (отражение некоего объекта в качестве ценности). Эрих Фромм писал, что любой «...человек ориентирован на определенные ценности социальные, моральные, психологические и другие. Как я хмогу узнать, что путь, по которому движется человек, выбран им всерьез и надолго и что он не свернет с этого пути под влиянием каких-либо 58 * |
либо в объективированном продукте деятельности — произведении. Материальная и духовная культура человечества есть совокупность таких произведений. Форма 3. Личностные ценности. Бытие ценностей в структуре личности индивидов является логическим условием существования предметно воплощенных ценностей. Как и социальные личностные ценности существуют в форме идеалов. В настоящее время можно выделить следующие методологические подходы при анализе проблемы ценностей: 1) феноменологический; 2) социологический; 3) экзистенциалистский; 4) синергетический; 5) позитивистский (неопозитивистский); 6) персоналистический онтологизм; 7) социокультурный подход; 8) прагматический; 9) бихевиористсткий; 10) социально-психологический; 11) постмодернистский. М.С.Каган определяет ценности как значение предмета для человека как субъекта. «Система таких значений и становится необходимой ему культурной силой диалектически взаимосвязанной и взаимодействующей с его потребностями в творимых им предметах и служащих этому знаниях».1 Функциональное поле понятия «ценностные ориентации» задается признанием самостоятельного мира ценностей. Ведь ценности это, прежде всего феномены, сущность которых заключается в значимости, а не в фактичности. Но подлинная значимость, как некое «бытие долженствование», всегда как бы «притягивает» духовную сущность вещи. Мыслить вещь — не 1 Каган М.С. Философия культуры. СПб, ТОО ТК «Петрополис», 1996. С. 145. 46 означает обладать ею как объектом мышления; мыслить значит с помощью объекта мышления выявить то, что еще не стало предметом мышления, т.е. устремиться к трансцендентному (но не в метафизическом плане), к тому, что располагается за границами повседневного опыта. Эта мысль о том, что еще находится за пределами мыслимого и есть наивысшее переживание. Ценностные ориентации, как лично переживаемую ориентацию поведения, можно определить как функционирующую ценность. По нашему мнению ценность это автономная сущность, которая символизирует некое «благо». А ценностные ориентации это ориентации, складывающиеся в процессе осознания этой ценности и обуславливающие благостность жизнедеятельности субъекта (отражение некоего объекта в качестве ценности). Ценностный предикат «благо» характеризует не сам предмет. Ценности не имманентны бытию, они принадлежат к идеальным сферам разума. Предмет приобретает аксиологический знак при условии, если субъект проявляет к нему склонность, оказывает предпочтение. Оценивая нечто как «лучшее», субъект исходит не из субстанциальных качеств предмета, а по желанию, от «страсти души». Субъект опирается не на ум, а на веления сердца. Эрих Фромм писал, что любой «человек ориентирован на определенные ценности социальные, моральные, психологические и другие. Как я могу узнать, что путь, по которому движется человек, выбран им всерьез и надолго и что он не свернет с этого пути под влиянием каких-либо обстоятельств? Разве есть такой миг в процессе жизни, который можно считать вершиной, кульминацией в формировании личности, о котором можно с полным правом утверждать, что в этот миг человек есть именно то, что он есть, и уже теперь он никогда не станет иным? С точки зрения статистики, может быть, и можно такое утверждать о многих людях. Но можно ли утверждать это о каждом человеке 47 |