Проверяемый текст
Хабибова, Наталья Евгеньевна; Философский анализ понятия "ценностные ориентации": онтологический и гносеологический аспекты (Диссертация 2004)
[стр. 59]

обстоятельств? Разве есть такой миг в процессе жизни, который можно * считать вершиной, кульминацией в формировании личности, о котором можно с полным правом утверждать, что в этот миг человек есть именно то, что он есть, и уже теперь он никогда не станет иным? С точки зрения статистики, может быть, и можно такое утверждать о многих людях.
Но можно ли утверждать это о каждом человеке
вплоть до его смерти и сам он может ли сказать о себе, что он не стал бы другим если бы дольше прожил на свете» [223, 8-9.].
В связи с этим Э.Фромм предложил для определения человека выбор других критериев, а именно два рода страстей и влечений.
Первый род влечений имеет чисто биологическое происхождение и распространяется практически в равной мере на всех людей.
К ним относится, прежде всего, потребность выживания, с которой связаны потребность в пище и питье, потребность в безопасности.
Страсти второго рода имеют далеко не биологические корни, и в силу этого у всех людей разные.
Их возникновение связано с различными социальными структурами.
Страстями являются любовь, радость, солидарность, зависть, ненависть, ревность, соперничество, стяжательство и т.д.

Ценностное в теоретико-познавательном контексте, пишет Л.А.
Микешина, это, во-первых, противоположное когнитивному отношению к объекту, то есть отношение эмоционально окрашенное, содержащее интересы, предпочтения, установки и т.п., сформировавшиеся у субъекта под воздействием ценностного сознания (нравственного, философского, религиозного и др.) и социокультурных факторов в целом.
Во-вторых, это ценностные ориентации внутри самого познания, то есть собственно логикометодологические параметры, в том числе и мировоззренчески окрашенные, на основе которых оцениваются и выбираются формы и способы описания и объяснения, доказательства, организации знания и т.п.
(например, критерии научности, идеалы и нормы исследования).
В-третьих, ценности в познании
59
[стр. 47]

означает обладать ею как объектом мышления; мыслить значит с помощью объекта мышления выявить то, что еще не стало предметом мышления, т.е.
устремиться к трансцендентному (но не в метафизическом плане), к тому, что располагается за границами повседневного опыта.
Эта мысль о том, что еще находится за пределами мыслимого и есть наивысшее переживание.
Ценностные ориентации, как лично переживаемую ориентацию поведения, можно определить как функционирующую ценность.
По нашему мнению ценность это автономная сущность, которая символизирует некое «благо».
А ценностные ориентации это ориентации, складывающиеся в процессе осознания этой ценности и обуславливающие благостность жизнедеятельности субъекта (отражение некоего объекта в качестве ценности).
Ценностный предикат «благо» характеризует не сам предмет.
Ценности не имманентны бытию, они принадлежат к идеальным сферам разума.
Предмет приобретает аксиологический знак при условии, если субъект проявляет к нему склонность, оказывает предпочтение.
Оценивая нечто как «лучшее», субъект исходит не из субстанциальных качеств предмета, а по желанию, от «страсти души».
Субъект опирается не на ум, а на веления сердца.
Эрих Фромм писал, что любой «человек ориентирован на определенные ценности социальные, моральные, психологические и другие.
Как я могу узнать, что путь, по которому движется человек, выбран им всерьез и надолго и что он не свернет с этого пути под влиянием каких-либо обстоятельств? Разве есть такой миг в процессе жизни, который можно считать вершиной, кульминацией в формировании личности, о котором можно с полным правом утверждать, что в этот миг человек есть именно то, что он есть, и уже теперь он никогда не станет иным? С точки зрения статистики, может быть, и можно такое утверждать о многих людях.
Но можно ли утверждать это о каждом человеке
47

[стр.,48]

вплоть до его смерти и сам он может ли сказать о себе, что он не стал бы другим если бы дольше прожил на свете».1 В связи с этим Э.Фромм предложил для определения человека выбо других критериев, а именно два рода страстей и влечений.
Первый род влечений имеет чисто биологическое происхождение и распространяется практически в равной мере на всех людей.
К ним относится, прежде всего, потребность выживания, с которой связаны потребность в пище и питье, потребность в безопасности.
Страсти второго рода имеют далеко не биологические корни, и в силу этого у всех людей разные.
Их возникновение связано с различными социальными структурами.
Страстями являются любовь, радость, солидарность, зависть, ненависть, ревность, соперничество, стяжательство и т.д.

Социально обусловленные влечения являются продуктом определенной эпохи.
Ценностное в теоретико-познавательном контексте, пишет Л.А.
Микешина, это, во-первых, противоположное когнитивному отношению к объекту, то есть отношение эмоционально окрашенное, содержащее интересы, предпочтения, установки и т.п., сформировавшиеся у субъекта под воздействием ценностного сознания (нравственного, философского, религиозного и др.) и социокультурных факторов в целом.
Во-вторых, это ценностные ориентации внутри самого познания, то есть собственно логико-методологические параметры, в том числе и мировоззренчески окрашенные, на основе которых оцениваются и выбираются формы и способы описания и объяснения, доказательства, организации знания и т.п.
(например, критерии научности, идеалы и нормы исследования).
В-третьих, ценности в познании —
это объективно истинное предметное знание (факт, закон, гипотеза, теория и др.) и эффективное операциональное знание (научные методы, регулятивные 1Фромм Э.
Человек: кто это такой? / или Кто есть человек? П О человеке.
Вып.
1.
М., 1991.
С.
8-9.
48

[Back]