Проверяемый текст
Гайдышева, Марина Геннадьевна; Правовое регулирование обеспечения прав подозреваемого и обвиняемого при применении мер уголовно-процессуального принуждения (Диссертация 2005)
[стр. 113]

рующие задержание лица по подозрению в совершении преступления, не вызывали такого явно противоречивого толкования, в данном законе необходимо: 1.
Определить, что задержание состоит во взятии лица под стражу, доставлении его в орган дознания, к дознавателю, следователю или прокурору и кратковременном содержании под стражей в местах и условиях, определенных федеральным законом.
2.
Закрепить, что задержание по основаниям, предусмотренным ч.
1 ст.
91 УПК РФ может в качестве исключения производится до возбуждения уголовного дела.
При этом вопрос о возбуждении уголовного дела должен быть решен в течение трех часов с момента доставления лица в орган дознания, к дознавателю, следователю или прокурору.
3.
Определить основания и круг лиц, имеющих право на фактическое задержание лица,
т.е.
его захват и доставление в орган дознания, к дознавателю, следователю, прокурору.

4.
Урегулировать порядок проверки причастности доставленного к преступлению.
Задержание подозреваемого в порядке ст.
91, 92 УПК РФ до решения суда, как указывалось нами ранее, не может продолжаться более 48 часов с момента фактического задержания.
Однако на страницах юридической литературы было высказано мнение о том, что вопрос об аресте подозреваемого должен решаться судом не позднее 24-х часов с момента задержания, так как указанного срока вполне достаточно для предоставления в суд материалов, обосновывающих необходимость ареста2.
Это суждение, на наш взгляд, исходит из того, что решение о задержании должно основываться на таком же объеме и качестве уличающего материала, как и применение меры пресечения в виде заключения под стражу, что вряд ли правильно.
«Цель института задержания, т.е.
совокупности норм, порождающих, изменяющих и прекращающих уголовно-процессуальные отношения, связанные с задержанием подозреваемого, двоякого рода.
Одна из них предоставить органам 1Там же.
2Лобанов А.П.
Функции уголовного преследования изащитыв российском судопроизводст
[стр. 90]

б) совокупности фактических данных, образующих основания, предусмотренные ч.
1 ст.
91 УПК, и основания с одним из дополнительных условий, предусмотренные ч.
2 указанной статьи, полученных из установленных законом источников; в) наличия реальных мотивов для применения задержания; г) неприменения ранее задержания в связи с подозрением в совершении того же преступного деяния; д) осуществления задержания компетентными для этого должностными лицами, по подследственным им делам; е) разъяснения задержанному всех его прав и обязанностей в связи с ограничением свободы и приобретением процессуального статуса подозреваемого, обеспечения этих прав; ж) обеспечения немедленного допуска в дело защитника при наличии об этом ходатайства задержанного, а также в случаях, предусмотренных ч.
1 ст.
51 УПК РФ; з) сообщения прокурору о задержании и своевременного уведомления близких родственников или иных, указанных задержанным лиц о факте и основаниях задержания.
2.
В УПК РФ задержание лиц по подозрению в совершении преступлений получило более детальную регламентацию по сравнению с УПК РСФСР.
В главе 12 УПК РФ «Задержание подозреваемого» достаточно подробно урегулированы основания и порядок задержания подозреваемого, а также основания его освобождения.
Положения, касающиеся уведомления соответствующих субъектов о задержании, изложены в отдельной статье.
3.
Однако и новый уголовно-процессуальный закон недостаточно эффективно регулирует все вопросы, касающиеся задержания лиц по подозрению в совершении преступлений.
В связи с этим, чтобы и в будущем нормы УПК РФ, регламентирующие задержание подозреваемого в совершении, не вызывали такого явно противоречивого толкования, в данном законе необходимо: а) определить основания и круг лиц, имеющих право на фактическое задержание лица, заподозренного в совершении преступления, т.е.
его захват и доставление в орган дознания, к дознавателю, следователю, прокурору;
90

[стр.,184]

шении данного лица в совершении преступлений); 3) обстоятельства, перечисленные в ст.
99 УПК РФ.
10.
По действующему уголовно-процессуальному законодательству задержание может быть применено и считается законным в случаях: а) совершения преступного деяния, за которое предусматривается наказание в виде лишения свободы, и по признакам которого возбуждено уголовное дело; б) совокупности фактических данных, образующих основания, предусмотренные ч.
1 ст.
91 УПК, и основания с одним из дополнительных условий, предусмотренные ч.
2 указанной статьи, полученных из установленных законом источников; в) наличия реальных мотивов для применения задержания; г) неприменения ранее задержания в связи с подозрением в совершении того же преступного деяния; д) осуществления задержания компетентными для этого должностными лицами; е) разъяснения задержанному всех его прав и обязанностей в связи с ограничением свободы и приобретением процессуального статуса подозреваемого, обеспечения этих прав; ж) обеспечения немедленного допуска в дело защитника при наличии об этом ходатайства задержанного, а также в случаях, предусмотренных ч.
1 ст.
51 УПК РФ; з) сообщения прокурору о задержании и своевременного уведомления близких родственников или иных, указанных задержанным лиц, о факте и основаниях задержания.
11.
УПК РФ недостаточно эффективно регулирует все вопросы, касающиеся задержания лиц по подозрению в совершении преступлений.
В связи с этим, чтобы и в будущем нормы УПК РФ, регламентирующие задержание подозреваемого в совершении преступления, не вызывали такого явно противоречивого толкования, в данном законе необходимо: 184

[стр.,185]

а) определить основания и круг лиц, имеющих право на фактическое задержание лица, заподозренного в совершении преступления, т.е.
его захват и доставление в орган дознания, к дознавателю, следователю, прокурору;
б) урегулировать порядок и сроки проверки причастности доставленного к преступлению; в) предусмотреть возможность задержания лица по подозрению в совершении преступления до возбуждения уголовного дела.
В этой ситуации прокурор при даче согласия на возбуждение уголовного дела может одновременно проверить обоснованность как возбуждения уголовного дела, так и задержания.
12.
Возникновение института задержания обвиняемого связано с недопущением избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого, за исключением объявления его в международный розыск (ч.
5 ст.
108 УПК РФ).
Поэтому скрывшийся от органов расследования обвиняемый при его обнаружении может быть задержан на срок до 48 часов для обеспечения его явки в суд (ч.
3 ст.
210 УПК РФ).
Однако задержание обвиняемого в данном случае производится в порядке, предусмотренном для задержания подозреваемого, т.
е.
по аналогии.
Между тем задержание обвиняемого имеет свои особые основания, цели, мотивы и условия.
В связи с этим указанный институт требует своего закрепления в самостоятельных нормах уголовно-процессуального законодательства.
13.
В целях оптимизации правового регулирования обязательства о явке статью 112 УПК РФ «Обязательство о явке» необходимо изложить в следующей редакции: «1.
Для обеспечения явки к следователю, дознавателю, прокурору или в суд у подозреваемого, обвиняемого, а также потерпевшего или свидетеля, имеющих определенное место жительства, может быть взято обязательство о явке.
О взятии обязательства о явке следователь, дознаватель, прокурор или судья выносят постановление, а суд определение.
185

[Back]