Проверяемый текст
Гайдышева, Марина Геннадьевна; Правовое регулирование обеспечения прав подозреваемого и обвиняемого при применении мер уголовно-процессуального принуждения (Диссертация 2005)
[стр. 128]

Так, в частности, B.C.
Шадрин относительно возможности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении подозреваемого до предъявления обвинения замечает следующее: « Трудно согласиться с тем, что предъявление обвинения после десятисуточного срока и есть тот срочный порядок, который предусматривается Конвенцией для сообщения лицу об инкриминируемых ему действиях.
Поэтому правомерность дальнейшего существования положения предусмотренного ст.
90 (речь идет о статье УПК РСФСР, аналогией которой является действующая ныне ч.
1 ст.
100 УПК РФ Б.Ф.), представляется сомнительной.
С точки зрения как соответствия нормам международного права, так и обеспечения подозреваемому права на защиту его желательно упразднить»'.
По мнению О.А.
Зайцева и П.А Смирнова, предоставленного законом срока задержания (120 часов)2 более чем достаточно для решения вопроса о предъявлении обвинения3.
Данная точка зрения в свое время была поддержана и разработчиками проекта общей части УПК РФ, подготовленного в Государственно-правовом управлении при Президенте РФ.
В ч.
3 ст.
171 данного проекта указывается, что заключение под стражу в качестве меры пресечения может применяться лишь к обвиняемому4.
С таким решением вопроса, на наш взгляд, трудно согласиться.
Во-первых, подозреваемый является полноценной процессуальной фигурой, которой
гарантируется право на защиту: он вправе знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения; давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении него подозрения либо отказаться от дачи показаний; пользоваться помощью защитника; представлять доказательства; знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них возражения и т.д.
(ст.
46 УПК
1Шадрин B.C.
Указ.
соч.
С.
200-2001.
2Имеется ввиду возможность принятия судом решения о продлении сроказадержания до 72 часов(ч.
2 ст.
94, п.
3ч.
7 ст.
108 УПК).
3ЗайцевО.А., СмирновП.А.
Указ.
соч.
С.
167.
4Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Общая часть).
Проект// Российскаяюстиция.
1994.
С.
79.
[стр. 122]

В этой связи, как справедливо отмечают А.В.
Смирнов и К.Б.
Калиновский, исключительность «избрания меры пресечения в отношении подозреваемого означает наличие неотложной ситуации расследования, т.е.
таких обстоятельств, когда неприменение меры пресечения реально повлечет невосполнимые утраты для дела (исчезновение следов, сокрытие подозреваемого)»1.
В связи с исключительным характером избрания меры пресечения в отношении подозреваемого закон (ч.
1 ст.
100 УПК РФ) ограничивает срок ее действия 10 суток.
Этот срок исчисляется с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был сначала задержан и затем заключен под стражу то с момента задержания.
Не позднее указанного срока подозреваемому должно быть предъявлено обвинение.
Однако ряд авторов с указанной позицией законодателя не соглашаются.
Они видят в аресте до предъявления обвинения грубейшее нарушение права на защиту, так как, по их мнению, если не сформулировано обвинение, то и нет почвы для защиты2.
Кроме того, по их мнению, предоставленного законом срока задержания (72 часа по УПК РСФСР, 48 часов по УПК РФ) вполне достаточно для решения вопроса о предъявлении обвинения3.
Данная точка зрения в свое время была поддержана и разработчиками проекта общей части УПК РФ, подготовленного в Государственно-правовом управлении при Президенте РФ.
В ч.
3 ст.
171 данного проекта указывается, что заключение под стражу в качестве меры пресечения может применяться лишь к обвиняемому4.
С таким решением вопроса, на наш взгляд, трудно согласиться.
Во-первых, подозреваемый является полноценной процессуальной фигурой, которой
гаран122 1Там же.
2См., например: ПетрухинИ.Л.
СудебнаявластьирасследованиепреступленийИГосударство и право.
1993.
№ 7.
С.
84-85; Он же.
Перетягиваниеканата//Московская правда.
1994.1 ноября.
С.
2.
ПетрухинИ.Л., Рогаткнн А.
Ореформеуголовно-процессуальногоправа// Законность.
1996.
Ка2.
С.
41; СтецовскийЮ.И., Петрухин ИЛ.
Истина...
Итолько истина.
М.: Юрид.
Лит., 1990.
С.
317-318.
3ПетрухинИЛ.
Указ.
Соч.
С.
2; ПетрухинИЛ., РогаткинА.
Указ.
Соч.
С.
41.
4Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Общая часть).
Проект // Российскаяюстиция.
1994.
С.
79.


[стр.,123]

тируется право на защиту: он вправе знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения; давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении него подозрения либо отказаться от дачи показаний; пользоваться помощью защитника; представлять доказательства; знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них возражения и т.д.
(ст.
46 УПК
РФ).
«Нужно ли объяснять профессионалу, указывает А.Д.
Бойков, что субъектом права на защиту может быть не только обвиняемый, но и подсудимый, и осужденный, и подозреваемый на ранних этапах расследования»1.
Во-вторых, на практике далеко не всегда возможно сформулировать и предъявить обвинение в течение 48 часов (а ранее 72 часов).
Здесь учитываются не «удобства» следователя, а следственные ситуации, которые в большей мере складываются по делам о преступлениях, совершенных группой лиц по предварительному сговору, организованной группой и т.д.
Практика показывает, что данными группами совершаются тяжкие и особо тяжкие преступления.
Освобождение лиц, задержанных по подозрению в совершении таких преступлений, в связи с непредъявлением обвинения в течение установленного законом срока задержания может поставить под угрозу возможность успешного завершения расследования (лицо скроется от предварительного следствия, воспрепятствует производству по уголовному делу и т.д.)2.
Поэтому, на наш взгляд, норму, предусматривающую возможность применения меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения, в уголовнопроцессуальном законодательстве необходимо сохранить.
123 1Бойков А.Д.
Три проектауголовно-процессуального кодекса: какой лучше? // Рос.
юстиция.
1994.
№19.
С.
8.
2Авдеев В.Н.
Процессуальные сроки содержания под стражей на стадии предварительного расследования: Монография.
Калининград: Калининградский юридический институт МВД России, 1999.
С.
30.

[Back]