Проверяемый текст
Кузьмина, Ольга Леонидовна; Процессуальная форма судопроизводства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних (Диссертация 2005)
[стр. 169]

посылки для неоправданного интересам несовершеннолетнего удлинения сроков расследования.
Особенно заметно это проявится в отдаленных районах с весьма ограниченным числом адвокатов.
В этой ситуации следует поддержать мнение тех авторов1 , которые считают, что давно назрела необходимость создания специализированных ювенальных адвокатских палат, финансируемых государством2.

Согласно ч.
2 ст.
52 УПК РФ, отказ от защитника несовершеннолетнего
подозреваемого не обязателен для дознавателя, следователя, прокурора и суда Однако, на наш взгляд, не следует эту норму закона толковать так категорически.
Как справедливо отмечают А.В.
Смирнов и К.Б.
Калиновский, положение ч.
2 ст.
52 УПК РФ
0 необязательности для дознавателя, следователя, прокурора и суда отказа от защитника «не означает, что отказ в данном случае должен быть обязательно отклонен.
Отклонение отказа от защитника право, а не обязанность лиц, ведущих процесс.
Мотивы отказа от защитника и реальная способность подозреваемого, обвиняемого самостоятельно защищать свои права должны быть исследованы и оценены, принимая во внимание, что несовершеннолетние особенно нуждаются в
защите»3.
Таким образом, суд, прокурор, следователь,
орган дознания и дознаватель по просьбе несовершеннолетнего вправе заменить одного защитника другом, если последний на этом настаивает.
Следует отметить, что и в проекте Закона о ювенальной юстиции в России (ст.
18), несмотря на общие положения о том, что отказ от защитника, заявленный несовершеннолетним, не может быть принят ни по каким основаниям, закреплено следующее положение: «Несовершеннолетний и его законный представитель могут просить о замене защитника в случаях: 1 См., например: Гецманова И.В.
Особенности предварительного следствия по делам о преступлениях несовершеннолетних.
Дисс.
...канд.
юрид.
наук.
М., 2001.
С.
125;
Кузьмина O.JT.
Процессуальная форма судопроизводства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Автореф.
дисс.
канд.
юрид.
наук.
Калининград, 2005.
С.
22.
2 В результате создания данных палат, как представляется, более эффективно будут обеспечены права и законные интересы несовершеннолетних также в рамках гражданского и арбитражного судопроизводства, поскольку именно лица, состоящие в данных палатах, будут представлять интересы несовершеннолетних при производстве по гражданским делам, а также по делам об административных правонарушениях.
3 Смирнов А.В., Калиновский К.Б.
Комментарий к
Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации.
СПб., 2003.
С.
175.
[стр. 133]

соображениям.
Бремя ответственпости за невыполнение данного требования опятьтаки падет на следователя, как допустившего нарушение «права на защиту» (процессуальных норм, регламентирующих участие в деле защитника, в части оказания юридической помощи несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому).
Кроме того, создадутся дополнительные предпосылки для неоправданного интересам несовершеннолетнего удлинения сроков расследования.
Особенно заметно это проявится в отдаленных районах с весьма ограниченным числом адвокатов.
В этой ситуации следует поддержать мнение тех авторов, которые считают, что давно назрела необходимость создания специализированных ювенальных адвокатских палат, финансируемых
государством1.
Свобода волеизъявления в выборе подозреваемым, обвиняемым защитника связана также и с вопросом об отказе ог защитника.
В тоже время, согласно ч.
2 ст.
52 УПК РФ, отказ от защитника несовершеннолетнего
обвиняемого не обязателен для дознавателя, следователя, прокурора и суда.
Однако
не следует эту норму закона толковать так категорически.
Как справедливо отмечают А.В.
Смирнов и К.Б.
Калиновский, положение ч.
2 ст.
52 УПК РФ
о необязательности для дознавателя следователя, прокурора и суда отказа от защитника «не означает, что отказ в данном случае должен быть обязательно отклонен.
Отклонение отказа от защитника право, а не обязанность лиц, ведущих процесс.
Мотивы отказа от защитника и реальная способность подозреваемого, обвиняемого самостоятельно защищать свои права должны быть исследованы и оценены, принимая во внимание, что несовершеннолетние особенно нуждаются в
защите»2.
Таким образом, суд, прокурор, следователь,
дознаватель по просьбе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого вправе заменить одного адвоката другим, если последний на этом настаивает.
Такие случаи по изученным материалам дел весьма редки и составляют 1% от всей массы изученных уголовных дел.
Следует отметить, что в проекте Закона о ювенальной юстиции в России, подготовленном Э.Б.
Мельниковой и Г.Н.
Ветровой, еще в более жесткой форме 1 См., например: Гсцмапова И.В.
Особенности предварительного следствия по делам о преступлениях несовершеннолетних: Дис....
канд.
юрид.
наук.
М., 2001.
С.
125.

2 Смирнов Л.В., Калиновский К.Б.
Комментарий к
Уголовно~процессуальному кодексу Российской Федерации.
СПб,, 2003.
С.
175.

133

[стр.,170]

170 По результатам исследования проблем производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних на стадии предварительного расследования можно сделать следующие наиболее важные выводы: 1.
Решение законодателя отказаться от обязательности предварительного следствия по всем делам о преступлениях несовершеннолетних и наделить дознавателей правом осуществления в полном объеме расследования является не вполне обоснованным.
К работе с несовершеннолетними должны привлекаться именно следователи, обладающие специальными познаниями в области подростковой психологии, а также опытом практической работы с несовершеннолетними.
В этой связи, в уголовно-процессуальном законе должно быть закреплено положение о том, что предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних, как в форме предварительного следствия, так и в форме дознания осуществляется следователями.
2.
В целях повышения эффективности участия защитников в ходе предварительного расследования по делам несовершеннолетних важно обеспечить на практике специализацию адвокатов.
В этой связи назрела необходимость создания специализированных ювенальных адвокатских палат, финансируемых государством.
3.
Существует необходимость в дополнении ст.
52 УПК РФ частью 4 следующего содержания: «4.
Несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый и его законный представитель могут отказаться от защитника и просить о его замене в случаях: 1) если приглашенный ими или назначенный защитник не выполняет обязанностей по оказанию юридической помощи своему подзащитному; 2) если по какой-либо причине между несовершеннолетним и его защитником не складываются доверительные отношения».
4.
При решении вопроса об участии законного представителя в уголовном деле следователем, дознавателем, прокурором и судом должно, по общему' правилу, учитываться мнение несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.
В этой связи целесообразно ст.
48 УПК РФ изложить в следующей редакции: «По уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются их законные представители, как правило, с учетом мнения несовершеннолетнего и в порядке, установленном

[Back]