Проверяемый текст
Кузьмина, Ольга Леонидовна; Процессуальная форма судопроизводства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних (Диссертация 2005)
[стр. 174]

следователя, дознавателя, прокурора может быть сокращена до разумных пределов.
Допрос несовершеннолетнего подозреваемого
должен быть прерван в любое время, если его продолжение может угрожать его здоровью.
Обстоятельства, послужившие основанием для прекращения допроса, должны быть удостоверены в протоколе по правилам, установленным в ст.
167 УПК РФ.
Данное положение
в полной мере отвечает рекомендациям возрастной физиологии и психологии и позволяет избежать физического и психического переутомления несовершеннолетнего.
Исходя из указанного выше, возникает вопрос: Следует ли ограничивать продолжительность иных следственных действий, включающих в себя элементы допроса, производимых с участием несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого (например, очной ставки, проверки показаний па месте)? Специально закон этого не оговаривает, но данное обстоятельство не должно означать допустимость более продолжительного производства иных следственных действий, при производстве которых несовершеннолетние подозреваемые, обвиняемые «дают показания (допрашиваются) очная ставка, проверка показаний на месте, следственный эксперимент, опознание»1.
На наш взгляд в данной ситуации в главе 50 УПК РФ необходимо изложить особенности производства указанных следственных действий с участием несовершеннопетиего подозреваемого (обвиняемого).
В числе таких особенностей должно быть ограничение их продолжительности по аналогии с таким следственным действием, как допрос несовершеннолетнего.

Согласно ч.
3 ст.
425 УПК РФ, в допросе несовершеннолетнего подозреваемого,
не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в развитии, участие педагога или психолога является обязательным.
Между тем следует отметить, что на практике положения ч.

3 ст.
425 УПК РФ в ходе предварительного расследования нередко нарушаются.
Так, например, по уголовным делам № 07631, 07127
несовершеннолетний Гуськов А.В., 12.12.1988 г.р.
и несовершеннолетний Рудась Е.А., имеющий диагноз
«олигофре1См.: Коротков А.П., Тимофеев А.В.
Указ.
соч.
С.
482.
[стр. 141]

141 надлежащие условия для всех лиц, участвующих в производстве допроса; 5) оградить несовершеннолетнего от неправомерных действий должностных лиц, осуществляющих допрос1.
Согласно ч.
2 ст.
46 УПК РФ, подозреваемый, в том числе и несовершеннолетний, должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания.
При допросе он вправе давать показания по поводу имеющегося в отношении него подозрения либо отказаться от дачи показаний.
Обвиняемый, в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого, должен быть допрошен незамедлительно после предъявления обвинения.
При этом несовершеннолетний обвиняемый вправе возражать против обвинения, давать показания по предъявленному обвинению либо отказаться от дачи показаний.
Повторный допрос несовершеннолетнего обвиняемого по тому же обвинению в случае его отказа от дачи показаний на первом допросе может производиться только по просьбе самого обвиняемого (ст.
173 УПК РФ).
В УПК РФ (ч.
2 сг.
425) закреплено, что допрос несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.
С учетом возраста несовершеннолетнего и по ходатайству обвиняемого (подозреваемого), его защитника или законного представителя, а также по рекомендации педагога или психолога, участвующего в допросе, общая продолжительность допроса и продолжительность допроса без перерыва по решению следователя, дознавателя, прокурора или суда может быть сокращена до разумных пределов.
Допрос несовершеннолетнего подозреваемого,
обвиняемого должен быть прерван в любое время, если его продолжение может угрожать его здоровью.
Обстоятельства, послужившие основанием для прекращения допроса, должны быть удостоверены в протоколе по правилам, установленным в ст.
167 УПК РФ.
Данное положение
отвечает рекомендациям возрастной физиологии и психологии и позволяет избежать физического и психического пере>пгомления несовершеннолетнего.
Кроме того, законодательное ограничение времени допроса 1 Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред.
В.П.
Божьева.
3-е изд., исир.
и доп.
М: «СПАРК», 2002.
С.
580.


[стр.,142]

142 несовершеннолетнего согласуется с криминалистическими рекомендациями относительно тактики допроса несовершеннолетних: «Учитывая быструю утомляемость ребенка, его неспособность долгое время сосредоточивать внимание на одном и том же объекте, следователь не должен затягивать допрос.
Если допрос все же оказывается продолжительным, то целесообразно устраивать специальные перерывы, во время которых несовершеннолетним следует предоставить возможность отвлечься, отдохнуть за игрой, успокоиться»1.
Исходя из данного положения, возникает вопрос: Следует ли ограничивать продолжительность иных следственных действий, включающих в себя элементы допроса, производимых с участием несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого (например, очной ставки, проверки показаний на месте)? Специально закон этого не оговаривает, но данное обстоятельство не должно означать допустимость более продолжительного производства иных следственных действий, при производстве которых несовершеннолетние подозреваемые, обвиняемые «дают показания (допрашиваются) очная ставка, проверка показаний на месте, следственный эксперимент, опознание»1.
• На наш взгляд в данной ситуации главу 50 УПК РФ следует дополнить статьей, в которой определить особенности производства указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.
В числе таких особенностей должно быть ограничение их продолжительности по аналогии с таким следственным действием, как допрос несовершеннолетнего подозреваемого,
обвиняемого.
В допросе несовершеннолетнего подозреваемого,
обвиняемого также обязательно участие защитника.
При производстве данного следственного действия защитник вправе: а) задавать ему с разрешения следователя, дознавателя вопросы по существу возникшего подозрения или по предъявленному обвинению; б) давать краткие консультации; в) знакомится с протоколом допроса после его окончания; г) делать замечания о правильности и полноте записей в протоколе данного следственного действия; д) подписать протокол допроса подозреваемого (обвиняемого); е) удостоверить факт отказа от подписания или невозможности подписания протокола допроса в случае, если подозреваемый, обвиняемый 1Лившиц Е.М., Белкин Р.С.
Тактика следственных действий.
М.: Новый Юрист,1997.
С.
122.


[стр.,143]

отказывается подписать его или не может сделать это в силу физических недостатков, а также по состоянию здоровья.
Показания несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, данные при допросе в стадии предварительного расследования в отсутствии защитника, относятся к недопустимым доказательствам, они не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого из обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу (ст.
73 УПК РФ).
Согласно ч.
3 ст.
425 УПК РФ, в допросе несовершеннолетнего подозреваемого,
обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в развитии, участие педагога или психолога является обязательным.
Указанная норма значительно прогрессивнее УПК РСФСР, поскольку согласно ст.
397 данного закона педагог мог участвовать в допросе несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), нс достигшего шестнадцатилстнсго возраста, по усмотрению следователя или прокурора либо по ходатайству защитника.
Кроме того, новым для УПК РФ является возможность привлечения к участию в деле либо педагога, либо психолога, тогда как УПК РСФСР предусматривал возможность участия только педагога.
Между тем следует отметить, что на практике положения ч.З
ст.
425 УПК РФ в ходе предварительного расследования нередко нарушаются.
Так, например, по уголовным дела № 07631, 071271
2 несовершеннолетний Гуськов 12.12.1988 г.р.
и несовершеннолетний Рудась Е.А., имеющий диагноз
«олигофрения» были допрошены в качестве подозреваемых без участия педагога или психолога.
Аналогичное нарушение закона было допущено при допросе в качестве подозреваемого несовершеннолетних Горбачева Д.В.
24.05.1988 г.р., Гуйва Б.А.
28.03.1988 г.р., Покровского А.Д.
28.041988 г.р.3, Лисичеико А.Н.
01.06.1988 г.р.4, ПэдурецИ.С.
06.01.1989 г.р.1и др.
Следует иметь ввиду, что педагог или психолог не заменяют защитника, они участвуют в допросе таких лиц одновременно с защитником.
Более того, педагог или 1См.: Коротков А.П..
Тимофеев А.В.
Указ.
соч.
С.
482.

2 ОВД Багратионовского района Калининградской области.
2004 год.
3Уголовные дела № 003599, 003328.
2004 год.
ОВД Московского района г.
Калининграда.
4Уголовное дело № 25063.
2004 год.
ОВД Черняховского района Калининградской области.
143

[Back]