Проверяемый текст
Кузьмина, Ольга Леонидовна; Процессуальная форма судопроизводства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних (Диссертация 2005)
[стр. 182]

кращение уголовного преследования с применением принудительных мер воспитательного воздействия по делам о преступлениях несовершеннолетних, расследуемых в форме дознания? » .
Между тем институт прекращения уголовного преследования с применением к несовершеннолетнему принудительной меры воспитательного воздействия рассчитан на случаи совершения преступлений небольшой и средней тяжести, которые расследуются в основном в форме дознания.
Поэтому для разрешения
на законодательном уровне анализируемой ситуации, как справедливо отмечается в юридической литературе, в ч.
1 ст.
427 УПК РФ необходимо указать на возможность прекращения уголовного преследования по данному основанию в отношении как несовершеннолетнего обвиняемого, так и несовершеннолетнего подозреваемого.2 Согласно ч.
6 ст.
427 УПК РФ прекращение уголовного преследования по основаниям, указанным в ч.
1 ст.
427 УПК РФ, не допускается, если несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый) или его законный представитель против этого возражают.
Наличие такой законодательной оговорки является обоснованным, поскольку данное основание прекращения уголовного
преследования является нереабилитирующим, а несовершеннолетний и его законный представитель вправе доказать необоснованность уголовного преследования.
Соответственно, как сам несовершеннолетний, так и его законный представитель могут возражать против прекращения уголовного преследования, поскольку в ходе судебного рассмотрения по делу может быть вынесен оправдательный приговор.

Следует иметь в виду, что Федеральным законом от 8 декабря 2003
года3 отменено такое обязательное условие прекращения уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего с применением принудительной меры воспи1Указанное подтверждается и результатами других исследований.
Так, в результате анкетирования, проведенного В.В.
Николюком и И.А.
Даниленко, получены следующие цифры: 61,3 %; 24,8 % и
13,9 %.
См.: Николюк В.В., Даниленко И.А.
Указ соч.
С.
23.

2См., например: Кузьмина O.JI.
Указ.
соч.
С.
21.
3 О приведении Уголовно-процессуального кодекса РФ и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ: Федеральный закон от 8декабря 2003 № 161-ФЗ.
//
СЗ РФ.
2003.
№ 50.
Ст.
4847.
[стр. 167]

принудительной меры воспитательного воздействия прекращается в отношении обвиняемого.
Вместе с тем в ч.
6 ст.
427 УПК РФ говорится о том, что прекращение уголовного преследования по основаниям, указанным в ч.
1 ст.
427 УГ1К РФ, не допускается, если несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый или его законный представитель против этого возражают.
Такая несогласованность приводит к тому, что на практике дознаватели очень редко применяют положения ст.
427 УПК РФ.
Так, из 110 следователей и дознавателей, опрошенных в рамках проведенного исследования, только 60,7 % считают, что положения ст.
427 УГ1К РФ применимы при расследовании преступлений несовершеннолетних в форме дознания, 25,4 % опрошенных дознавателей убеждены, что в порядке ст.
427 УПК РФ уголовное преследование прекращается только в отношении лиц, занимающих процессуальное положение обвиняемого.
Остальные респонденты затруднились ответить на вопрос «Считаете ли Вы возможным прекращение уголовного преследования с применением принудительных мер воспитательного воздействия по делам о преступлениях несовершеннолетних, расследуемых в форме дознания? » \ Между тем институт прекращения уголовного преследования с применением к несовершеннолетнему принудительной меры воспитательного воздействия рассчитан на случаи совершения преступлений небольшой и средней тяжести, которые расследуются в основном в форме дознания.
Поэтому для разрешения
па законодательном уровне анализируемой ситуации, как справедливо отмечается в юридической литературе, в ч.
1 ст.
427 УПК РФ необходимо указать на возможность прекращения уголовного преследования по данному основанию в отношении, как несовершеннолетнего обвиняемого, так и несовершеннолетнего подозреваемого2.
Согласно ч.
6 ст.
427 УПК РФ прекращение уголовного преследования по основаниям, указанным в ч.
1 ст.
427 УПК РФ, не допускается, если несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый или его законный представитель против этого возражают.
Наличие такой законодательной оговорки является обоснованным, поскольку данное основание прекращения уголовного1
1 Указанное подтверждается и результатами других исследований.
Так, в результате анкетирования, проведенного В.В.
Николюком и И.А.
Даниленко, получены следующие цифры: 61,3 %; 24,8 % и
13,6 %.
См.: Николюк В.В., Даниленко И.А.
Указ соч.
С.
23.

*Николюк В.В., Даниленко И.А.
Указ.
соч.
С.
23.
167

[стр.,168]

преследования является нереабилитирующим, а несовершеннолетний и его законный представитель вправе доказать необоснованность уголовного преследования.
Соответственно, как сам несовершеннолетний, так и его законный представитель могут возражать против прекращения уголовного преследования, поскольку в ходе судебного рассмотрения по делу может быть вынесен оправдательный приговор.

Если несовершеннолетний обвиняемый или его законный представитель возражают против прекращения уголовного преследования с применением принудительных мер воспитательного воздействия, следователь, дознаватель заканчивают расследование дела в порядке, установленном гл.
30 и 32 УПК РФ.
Суд рассматривает соответствующее ходатайство и материалы уголовного дела в порядке, установленном ч.
4, 6, 8, 9 и 11 ст.
108 УПК РФ, за исключением правил, устанавливающих процессуальные сроки (ч.
2 ст.
427 УПК РФ).
Однако, по мнению С.А.
Косовой п УПК РФ необходимо выделить самостоятельный раздел, посвященный производству по применению принудительных мер воспитательного воздействия (по аналогии с производством о применении принудительных мер медицинского характера)1 .
В этой ситуации алгоритм действий и решений органов предварительного расследования, прокурора И судьи должен включать в себя: ознакомление заинтересованных лиц с материалами уголовного дела, составление постановления о направлении дела в суд для применения принудительных мер воспитательного воздействия; вручение копии постановления с приложениями несовершеннолетнему, его защитнику, законному представителю, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям; проведение судебного разбирательства в порядке, аналогичном производству о применении принудительных мер медицинского характера1 2.
Предлагаемый вариант законодательной регламентации исследуемого института в целом является прогрессивным и достаточно аргументированным.
Но его реализация на практике, как представляется, наряду с положительными, повлечет и отрицательные последствия, к которым, в частности, следует отнести увеличение сроков расследование и усложнение порядка прекращения уголовного дела 168 1Косова С.А.
Указ.
соч.
С.
20.
2Там же, С.
9.


[стр.,169]

169 (уголовного преследования) в отношении несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.
Следует иметь в виду, что Федеральным законом от 8 декабря 2003
года1 отменено такое обязательное условие прекращения уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего с применением принудительной меры воспитательного воздействия, совершение им преступления впервые.
Таким образом, как и при освобождении судом несовершеннолетнего от уголовной ответственности (ст.
431 УПК РФ), в случае прекращения уголовного дела (уголовного преследования) с применением принудительной меры воспитательного воздействия не требуется, чтобы несовершеннолетний совершил преступление впервые.
Раскрывая порядок прекращения уголовного преследования в отношении несовершеннолетних в соответствии со ст.
427 УПК РФ, законодатель не указывает виды решений суда по результатам рассмотрения материалов уголовного дела и ходатайства о применении принудительных мер воспитательного воздействия.
Полагаем,
что в судебном заседании судья вправе вынести одно из следующих решений: 1) о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) в отношении несовершеннолетнего и применении принудительных мер воспитательного воздействия; 2) об отказе в удовлетворении ходатайства о применении принудительных мер воспитательного воздействия.
Указанное, в какой то мере подтверждается положениями ст.
477 УПК РФ.
В приложении 21 к данной статье закреплен бланк постановления о прекращении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего и применении принудительных мер воспитательного воздействия.
И все же, чтобы в дальнейшем не возникали указанные вопросы, в ст.
427 УПК РФ необходимо закрепить конкретно виды решений, которые принимает судья по результатам рассмотрения постановления о прекращении уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия.
1 О приведении Уголовно-процессуального кодекса РФ и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ: Федеральный закон от 8 декабря 2003 №161-ФЗ.
//
Собрание законодательства Российской Федерации.
2003.
№ 50.
Ст.
4847.

[Back]