Проверяемый текст
Гайдышева, Марина Геннадьевна; Правовое регулирование обеспечения прав подозреваемого и обвиняемого при применении мер уголовно-процессуального принуждения (Диссертация 2005)
[стр. 51]

Под «заподозренным»’ в юридической литературе понимается лицо, в .
отношении которого у дознавателя, следователя, прокурора имеются определенные подозрения о совершении им преступления, но нет оснований по действующему законодательству для задержания этого лица или применения в его отношении меры пресечения до предъявления обвинения, либо для возбуждения в его отношении уголовного дела, то есть для официального признания его подозреваемым2.
Возражая против такого законодательного расширения оснований признания лица подозреваемым, все же следует отметить, что проблема обеспечения прав и законных интересов лиц, в отношении которых предпринимаются изобличающие действия существует.
Однако ее решение видится нам в ином направлении.
«Суть его заключается в предметном обеспечении прав и законных интересов применительно к конкретным изобличающим действиям»1.
Процедура каждого такого процессуального действия должна содержать достаточный механизм защиты интересов лица без того, чтобы прибегать к официальному признанию его подозреваемым по уголовному делу.
Среди элементов такого механизма уважение чести и достоинства личности; охрана прав и свобод человека и гражданина; неразглашение обстоятельств личной жизни; неприкосновенность; тайна следствия; профессиональная помощь адвоката и т.
д.
Многие из подобных элементов уже законодательно отработаны и являются повседневной практикой, другие требуют более детального урегулирования.
Так, на наш взгляд, в уголовно-процессуальном законодательстве обязательно должна быть сформулирована норма, предоставляющая право любому лицу, вне зависимости от его официального статуса в уголовном процессе (потерпевшего, свидетеля, обвиняемого или подозреваемого, гражданского истца, гражданского нееваЛ.М.
К вопросу о подозреваемом в советском уголовном процессе II Советская криминалистика на службе следствия.
Вып.
12.
М., 1959.
С.
10-11; Махов В.
Свидетель не подозреваемый // Российская юстиция.
2001.
№ 1.
С.
46;-Рыжаков А.П.
Сергеев А.И.
Субъекты уголовного процесса.
'Гула, 1996.
С.
125.
При этом следует иметь ввиду, что заподозренный, какправило, формально выступаетв статусе какого-либо участника процесса (к примеру, свидетеля, потерпевшего).
2 М.Н.
Клепов.
Теория и практика становления процессуального статуса подозреваемого в Российском уголовном судопроизводстве.
Автореф.
дисс.
...канд.

юрид.
наук.
М., 2002.
С.
21.
[стр. 42]

брания меры пресечения, в противном случае мера пресечения отменяется (ч.
1 ст.
100 УПК).
Обвинение в совершении хотя бы одного из преступлений предусмотренных статьями 205, 205-1, 206, 208, 209, 277, 278, 279, 281 и 360 УК РФ, должно быть предъявлено подозреваемому, в отношении которого избрана мера пресечения, не позднее 30 суток с момента ее применения.
При этом изменение процессуального статуса субъекта, вопреки утверждениям отдельных процессуалистов1, не влечет необходимость заново решать вопрос об избрании меры пресечения.
Следует отметить определенную непоследовательность законодателя при использовании термина «подозреваемый».
В ст.
100 УПК говорится о том, что мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого.
В то же время в соответствии с п.
3 ч.
1 ст.
46 УПК подозреваемым признается лицо, к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения.
Следовательно, лицо наделяется процессуальным статусом подозреваемого как субъекта уголовного процесса с момента придания юридической силы постановлению о применении меры пресечения, т.е.
уже после того, как мера пресечения была применена.
Так к кому же кроме обвиняемого может быть применена мера пресечения? Представляется, что такое лицо следует именовать «лицом, подозреваемым в совершении преступления»2.
При этом под указанным лицом, как справедливо отмечает М.Н.
Клепов, следует понимать «лицо, для возбуждения дела в отношении которого, либо применения меры пресечения до предъявления обвинения, либо для задержания у прокурора, следователя, дознавателя имеются предусмотренные законом основания, однако ими не вынесено постановление о 1Капинус Н.И.
Указ.
соч.
С.
49.
2 Несмотря на общепринятое мнение о тождестве понятий «заподозренный» и «лицо, подозреваемого в совершении преступления» как лиц, в отношении которых органов расследования имеется подозрение о совершении ими преступления, во нет оснований для официального признания их подозреваемыми, мы придерживаемся позиции М.Н.
Клепова, что их необходимо различать.
(См.: Клепов М.Н.
Теория и практика становления процессуального статуса подозреваемого в Российском уголовном судопроизводстве.
Автореф.
дисс.
...
канд.

юрнд.
нак.
М., 2002.
С.
22-24).
Однако подробный анализ аргументов, высказанных «за» и «против», выходит за рамки диссертационного исследования.
42

[Back]