Проверяемый текст
Гайдышева, Марина Геннадьевна; Правовое регулирование обеспечения прав подозреваемого и обвиняемого при применении мер уголовно-процессуального принуждения (Диссертация 2005)
[стр. 61]

сильственный захват власти или насильственное удержание власти», ст.
279 «Вооруженный мятеж», ст.
281 «Диверсия», ст.
360 «Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой».
При этом обвинение должно быть предъявлено лицу не позднее 30 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключении под стражу в тот же срок с момента задержания.
Если в этотсрок
обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения отменяется, а лицо, в отношении которого она была избрана, перестает быть подозреваемым.
Следовательно, в данном случае максимальный срок нахождения лица в статусе подозреваемогоравен 30 суткам'.
В-третьих, согласно УПК РФ (п.
1 ч.
1 ст.
47, ч.
1 ст.
171), лицо перестает считаться подозреваемым при вынесении постановления о привлечении в качестве обвиняемого независимо от основания признания лица подозреваемым.
На момент привлечения лица в качестве обвиняемого «виновность должна быть установлена достоверно (вина должна быть обоснована), т.е.
следователь должен быть уверен в виновности, исходя из имеющихся в его распоряжении доказательств»2.
Искусственное затягивание привлечения лица в качестве обвиняемого в случае наличия убеждения следователя в виновности лица недопустимо.
Подобное затягивание существенно ограничивает возможности защиты потенциального обвиняемого.
При этом следует иметь в виду, что если основаниями признания лица подозреваемым послужили задержание или применение какой-либо из мер пресечения, вынесение следователем постановления о привлечении в качестве обвиняемого, а также предъявление обвинения должны последовать не ! Указанные преступления в своем подавляющем большинстве относятся к категории особо тяжких, поэтому в отношении лиц, подозреваемых в их совершении, до предъявления обвинения, как показывает практика, избирается мера пресечения в виде заключения под стражу.
В то же время теоретически не исключена и ситуация, когда к лицу после задержания по подозрению в совершении одного из преступлений, указанных в ч.
2 ст.
100 УПК РФ, может быть применена иная мера пресечения.
В этом случае срок пребывания лица в положении подозреваемого может фактически составлять от 32 до 35 суток (48, в случае продления 120 часов задержания плюс 30 суток применения меры пресечения до предъявления обвинения).
2См.: Григорьев В.Н., Победкин А.В., Яшин В.Н.
Указ.
соч.
С.
474.
[стр. 124]

По указанным выше причинам не может быть принято и предложение М.
Селезнева о том, что «применительно к лицам, в отношении которых избирается мера пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения, срок ареста следует сократить до предела, а именно: обвинение должно быть предъявлено не позднее пяти суток с момента фактического заключения под стражу»1.
Федеральным законом от 22 апреля 2004 года ст.
100 УПК РФ была дополнена частью второй следующего содержания: «Обвинение в совершении хотя бы одного из преступлений предусмотренных статьями 205, 205-1, 206, 208, 209, 277, 278, 279, 281 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, должно быть предъявлено подозреваемому, в отношении которого избрана мера пресечения, не позднее 30 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу в тот же срок с момента задержания.
Если в это
срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется»2.
Следовательно, в настоящее время лицо, подозреваемое в совершении указанных выше преступлений (терроризм, захват заложника, организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, бандитизм, вооруженный мятеж, диверсия и др.), может содержаться под стражей до предъявления ему обвинения в общей сложности 30 суток.
Конечно указанное дополнение ст.
100 УПК РФ формально не противоречит ч.
2 ст.
22 Конституции РФ, поскольку в ней говорится о 48 часовом задержании до судебного решения.
В рассматриваемой ситуации судебное решение имеется, и конституционное требование, на первый взгляд, соблюдено.
Но при этом следует поддержать мнение Э.К.
Кутуева о том, что ч.
2 ст.
100 УПК РФ 1Селезнев М.
Арест-по решениюсуда//Рос.
юстиция.
1995.№ 12.
С.
41.
2Следует отметить, что норма соответствующего содержания была сформулирована уже в 1994 году в проекте Федерального закона «О борьбе с организованной преступностью.
Так, ст.
37 проектаданного законапредусматриваласьвозможностьприменениямеры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения на срок до 20 суток.
См.: Правовое регулирование борьбы с организованной преступностью.
Проект Федерального закона и комментарий.
М.: КриминологическаяАссоциация, 1994.
124

[стр.,159]

3.3.
Обеспечение прав подозреваемого и обвиняемого при применении мер пресечения, не требующих судебного решения 159 В первом и втором параграфах данной главы диссертантом рассмотрены основные проблемы, касающиеся мер пресечения, применяемых на основании судебного решения.
К таковым, как указывалось ранее, относятся домашний арест и заключение под стражу.
На применение иных мер пресечения (подписка о невыезде, личное поручительство, наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним обвиняемым и залог) судебного решения не требуется.
Они могут быть избраны непосредственно следователем, дознавателем и прокурором.
Но при этом необходимо иметь в виду, что залог применяется дознавателем или следователем только согласия прокурора.
Однако прежде чем приступить к рассмотрению данных мер пресечения в отдельности, необходимо ответить на ряд вопросов, которые касаются обеспечения прав подозреваемого и обвиняемого при применении любой из них.
Первым из них является следующий вопрос: В течение какого срока может действовать мера пресечения при производстве дознания? Данный вопрос связан с тем, что дознание осуществляется в отношении подозреваемого.
Обвиняемый, по общему правилу, появляется лишь в конце дознания после вынесения обвинительного акта, который, по сути, представляет собой документ с «двойным» назначением.
Это связано с тем, что он не только знаменует собой окончание дознания, но и придает лицу, в отношении которого осуществлялось расследование, процессуальный статус обвиняемого1.
Согласно ч.
1 ст.
100 УПК РФ обвинение должно быть предъявлено подозреваемому не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу в тот же срок с момента задержания.
Если в это
срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения отменяется.
1 Гриненко А.В.
Окончание предварительного следствия с обвинительным заключением и дознания с обвинительнымактом// Уголовный процесс: Сборник учебных пособий.
Особенная часть.
Вып.
2.
М.: ИМЦГУКМВДРоссии, 2002.
С.
330

[Back]