Проверяемый текст
Гайдышева, Марина Геннадьевна; Правовое регулирование обеспечения прав подозреваемого и обвиняемого при применении мер уголовно-процессуального принуждения (Диссертация 2005)
[стр. 82]

лы, подтверждающие необходимость проникновения в жилище, если таковые представляются в суд.
Но ч.
1 ст.
165 УПК РФ содержит исчерпывающий перечень случаев, когда такое ходатайство может быть возбуждено перед судом, и в ней проверка показаний на месте не упоминается.
Не говорится о данном следственном действии и ч.
2 ст.
29 УПК РФ.
В результате в ходе производства по уголовным делам следователи, дознаватели вынуждены отказываться от проверки показаний в жилище либо проводить вместо данного следственного действия осмотр жилища А это явный пробел законодательства.
Поэтому порядок производства в жилище проверки показания на месте, если проживающие в нем лица (подозреваемый, обвиняемый и др.) не дали согласия на ее проведение, требует своего законодательного разрешения.
Следует отметить, что указанная ситуация может возникнуть и при необходимости производства в жилище таких следственных действий, как следственный эксперимент, получение образцов для сравнительного исследования.
Этот вопрос также требует законодательного регулирования.
Очевидно, что при этом должен сохраняться общий подход: ограничение неприкосновенности жилища возможно лишь по согласию проживающих в жилище лиц либо по решению суда.
В этой связи п.
4 ч.
2 ст.
29 УПК РФ необходимо изложить в следующей редакции: «4) о производстве осмотра жилища, проверки показаний и следственного эксперимента в жилище, а также о получении образцов для сравнительного исследования в жилище при отсутствии согласия проживающих в нем лиц».
Еще одна ситуация, связанная с обеспечением положения Конституции РФ о неприкосновенности жилища.
Отсутствие в УПК РФ надлежащей правовой регламентации выполнения мер процессуального принуждения в жилище, не
позволяет юридически воспользоваться правом принудительного проникновения для обеспечения привода лица.
Таким образом, доставление в орган предварительного расследования
приводом возможно принудительно, но само проникновение в жилище должно осуществляться только с согласия проживающих там лиц, в том числе и самого подозреваемого (обвиняемого).
[стр. 102]

введении в законодательство следующей нормы: «В повестке должно быть указано, в качестве кого и куда вызывается обязанное лицо, день и час явки, номер телефона и почтовый адрес органа дознания, следствия, прокуратуры и суда.
Кроме того, повестка должна содержать указание на обязанность вызываемого уведомить вызывающее его должностное лицо о невозможности явки по уважительным причинам, установленным настоящим Кодексом, а также последствия неявки без уважительных причин»1.
Следует отметить, что УПК РСФСР содержал норму (ч.
2 ст.
147), в соответствии с которой привод обвиняемого без предварительного вызова мог применяться, когда обвиняемый скрывался или не имел определенного места жительства.
Аналогичная норма имелась и в УПК РСФСР 1923 г.
Статья 131 данного закона допускала привод обвиняемого без предварительного вызова не только в случаях, когда он скрылся от следствия или у него нет определенного места жительства, но и при отсутствии у обвиняемого постоянных занятий.
В УПК РФ аналогичная нома отсутствует.
В связи с этим в юридической литературе предлагается тем или иным образом указанную норму восстановить2.
Поддерживая данное предложение, полагаем необходимым дополнить ст.
113 новой частью следующего содержания: «Привод подозреваемого или обвиняемого может быть осуществлен без предварительного вызова в тех случаях, когда подозреваемый или обвиняемый скрывается или не имеет определенного места жительства».
Отсутствие в УПК РФ надлежащей правовой регламентации выполнения мер процессуального принуждения в жилище, не
позволяют юридически воспользоваться правом принудительного проникновения для обеспечения привода лица.
Таким образом, доставление в орган предварительного расследования
102 1 См.: Громов Н.А., Полунин С.А.
Санкции в уголовно-процессуальном праве России.
М., 1998.
С.
123.
2 См.: Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общей ред.
В.М.
Лебедева; науч.
ред.
В.П.
Божьев.
С.
249; Булатов Б.Б., Николюк В.В.
Указ.
Соч.
С.
63-64; Булатов Б.Б.
Указ.
соч.
С.
159-160; Кутуев Э.К.
Указ.
соч.
С .273.


[стр.,103]

приводом возможно принудительно, но само проникновение в жилище должно осуществляться только с согласия проживающих там лиц, в том числе и самого подозреваемого, обвиняемого.
В этой связи Б.Б.
Булатовым и В.В.
Николюком и предложено два варианта решения данной проблемы, соответствующих положениям ст.
25 Конституции РФ о том, ни кто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях установленных законом, или на основании судебного решения.
При реализации первого варианта предлагается внести соответствующее дополнение в УПК РФ, разрешающее сотрудникам органов дознания на основании постановления о приводе беспрепятственно входить в жилые помещения.
Второй вариант, который был определен данными авторами, как наиболее приемлемый с точки зрения обеспечения прав участников процесса, предполагает получение судебного решения на проникновение в жилище1.
В данной ситуации все же представляется наиболее правильным решение предложенное Э.К.
Кутуевым.
По мнению указанного автора, данная проблема могла бы быть разрешена по аналогии с положениями ст.
12 и ч.
5 ст.
165 УПК РФ, допускающим производство осмотра жилища, обыска и выемки в случаях, не терпящих отлагательства1.
О возможности указанного свидетельствует и ч.
4 ст.
113 УПК РФ, в соответствии с которой привод не может осуществляться в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.
В соответствии с ч.
6 ст.
113 УПК РФ не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, беременные женщины, а также больные, которые по состоянию здоровья не могут оставлять место своего пребывания, что подлежит удостоверению врачом.
Поэтому если лицо, подлежащее приводу, заявит сотрудникам, осуществляющим привод о своей болезни, то при отсутствии соответствующего документа, удостоверенного врачом, в ведомственных инструкциях об осуществле103 1Булатов Б.Б., Николюк В.В.
Указ.
соч.
С.
64-67; Булатов Б.Б.
Указ.
соч.
С.
161-163.

[Back]