I В основу духовного воспитания курсантов могут быть положены определенные принципы, вытекающие из его сущности. Эти принципы являются исходными положениями, в которых выражаются требования к содержанию, организации и методам духовного воспитания курсантов. К ним можно отнести: • принцип системности основополагающий принцип подхода к духовному воспитанию как к сложному системному процессу, обладающему свойствами целостности и делимости, наличием организации и многообразных связей, а также интегративных качеств; • принцип динамичности принцип подхода к духовному воспитанию курсантов как отражению состояния движения и развития под влиянием действующих на него разнородных внешних и внутренних факторов; • принцип историзма принцип подхода к духовному воспитанию курсантов как изменяющемуся во времени под влиянием конкретных исторических условий и связей; • принцип преемственности, предусматривающий непрерывную передачу от поколения к поколению духовных ценностей, способов их сохранения и приумножения в процессе обучения и воспитания будущих офицеров [78,79,89]. Нетрудно заметить, что эти принципы обобщение уже исторически сложившихся, объективных, проверенных педагогической практикой подходов к воспитанию. Они являют собой многогранность, специфику, своеобразие, характерные особенности этого сложного процесса. Чем же можно объяснить феномен духовности в условиях реформирования современного Российского общества? Несмотря на широкое употребление этого понятия, его сущность и содержание по ряду причин трактуется не однозначно. Нам представляется, что для защитника Отечества более близко следующее определение: духовность это индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: 1) идеальной потребности познания (себя, мира, смысла и 105 |
сферы мы считаем духовное и нравственное воспитание курсантов. Именно поэтому определение истинных духовных и нравственных ориентиров и использование их в формировании мировоззрения курсанта является, на наш взгляд, важнейшей задачей воспитания будущих офицеров в военном вузе. Мы считаем, что духовные основы воспитания курсантов в военных вузах заключаются в формировании основополагающих индивидуально и социально значимых умственных и психических качеств личности военнослужащего, побуждающих его к определенным действиям, поступкам, деятельности, направленным на осознанное и целеустремленное выполнение воинского долга по защите своего Отечества. В основу духовного воспитания курсантов могут быть положены определенные принципы, вытекающие из его сущности. Эти принципы являются исходными положениями, в которых выражаются требования к содержанию, организации и методам духовного воспитания курсантов. К ним можно отнести: • принцип системности основополагающий принцип подхода к духовному воспитанию как к сложному системному процессу, обладающему свойствами целостности и делимости, наличием организации и многообразных связей, а также интегративных качеств; • принцип динамичности принцип подхода к духовному воспитанию курсантов как отражению состояния движения и развития под влиянием действующих на него разнородных внешних и внутренних факторов; 195 • принцип историзма принцип подхода к духовному воспитанию курсантов как изменяющемуся во времени под влиянием конкретных исторических условий и связей; • принцип преемственности, предусматривающий непрерывную передачу от поколения к поколению духовных ценностей, способов их сохранения и приумножения в процессе обучения и воспитания будущих офицеров1. Нетрудно заметить, что эти принципы обобщение уже исторически сложившихся, объективных, проверенных педагогической практикой подходов к воспитанию. Они являют собой многогранность, специфику, своеобразие, характерные особенности этого сложного процесса. Чем же можно объяснить феномен духовности в условиях реформирования современного Российского общества? Несмотря на широкое употребление этого понятия, его сущность и содержание по ряду причин трактуется не однозначно. Нам представляется, что для защитника Отечества более близко следующее определение: духовность это индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: 1) идеальной потребности познания (себя, мира, смысла и назначения своей жизни); 2) социальной потребности жить и действовать 196 1См.: Коровин В.М., Лодлужный В.И., Свиридов В.А. Возрождение духовных основ воспитания в Вооруженных Силах Российской Федерации И Научно-методический сборник № 50. М.: Воениздат, 2001; Коровин В.М., Лодлужный В.М., Свиридов В.А., Синева А.А. Духовные основы воспитания курсантов // Высшее образование в России. 2002. № 2. |