Проверяемый текст
Соловьев, Андрей Иванович; Формирование профессионального мастерства у курсантов военных вузов в ходе учебных занятий (Диссертация 2006)
[стр. 106]

назначения своей жизни); 2) социальной потребности жить и действовать (для других) [39,86].
Человек духовен постольку, поскольку задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ
[23].
Условно можно выделить два основных подхода к пониманию проблемы духовности: рациональный и аксиологический.
Первый связан с европейской и североамериканской культурными традициями.
Его также называют прагматическим.
В рамках этого подхода сферы человеческой деятельности, которые принято связывать с духовностью, могут быть поняты лишь с позиции индивидуального интереса, рационального расчета.
«Духовно озаренная Личность, очевидно, находится в таком же отношении к обычной человеческой природе, в каком цивилизация находится к примитивному человеческому обществу» писал по этому поводу английский мыслитель А.
Тойнби
[167].
Другой подход к пониманию духовности традиционный или светский.
Суть его в том, что духовность составляет высшую моральную ценность.
Она включает в себя потребности человека в нравственном и профессионально-этическом совершенствовании, стремлении делать добро,"' развивать лучшие моральные качества, достойно выполнять свой долг, иметь развитое чувство совести и моральной ответственности.
Ярким примером такого подхода может служить мнение Л.Н.
Толстого, который считал лучшим из людей того, кто живет преимущественно своими мыслями и
чужими чувствами, а худшим человека, эгоистически ориентированного на себя, подчиняющего свои суждения не истине, а выгоде.
Светское понимание проблемы духовности в свою очередь имеет несколько направлений, основными из которых являются объективноидеалистическое и диалектико-материалистическое.
В первом из них сердцевиной духовности является нравственность, -в основе которой находится либо Мировой Дух, Мировой Разум, либо Бог, либо абсолютная идея.
А добро, истина и красота это путеводные звезды в духовных поисках
106
[стр. 196]

(для других)1.
Человек духовен постольку, поскольку задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ.

Условно можно выделить два основных подхода к пониманию проблемы духовности: рациональный и аксиологический.
Первый связан с европейской и североамериканской культурными традициями.
Его также называют прагматическим.
В рамках этого подхода сферы человеческой деятельности, которые принято связывать с духовностью, могут быть поняты лишь с позиции индивидуального интереса, рационального расчета.
«Духовно озаренная Личность, очевидно, находится в таком же отношении к обычной человеческой природе, в каком цивилизация находится к примитивному человеческому обществу» писал по этому поводу английский мыслитель А.
Тойнби2.

Другой подход к пониманию духовности традиционный, или светский.
Суть его в том, что духовность составляет высшую моральную ценность.
Она включает в себя потребности человека в нравственном и профессионально-этическом совершенствовании, стремлении делать добро, развивать лучшие моральные качества, достойно выполнять свой долг, иметь развитое чувство совести и моральной ответственности.
Ярким примером такого подхода может служить мнение Л.Н.
Толстого, который считал лучшим из людей того, кто живет преимущественно своими мыслями и
197 1См., например, Головин С.Ю.
Словарь практического психолога.
Минск: Харвест, 1997.
2См.: Тойнби А.Дж.
Постижение истории.
Пер.
с англ.
М.: Прогресс, 1991.


[стр.,197]

чужими чувствами, а худшим человека, эгоистически ориентированного на себя, подчиняющего свои суждения не истине, а выгоде.
Светское понимание проблемы духовности в свою очередь имеет несколько направлений, основными из которых являются объективноидеалистическое и диалектико-материалистическое.
В первом из них сердцевиной духовности является нравственность, в основе которой находится либо Мировой Дух, Мировой Разум, либо Бог, либо абсолютная идея.
А добро, истина и красота это путеводные звезды в духовных поисках
человека.
Эту линию проводили Платон, Г.
Гегель, Ф.
Шеллинг, B.C.
Соловьев, H.A.
Бердяев, Д.Л.
Андреев и другие известные философы.
В диалектико-материалистической (марксистской) концепции (второе направление ценностного подхода) проблема духовности оценивалась преимущественно посредством соотношения материального и идеального, категорий «общественное сознание» и «духовная жизнь».
То есть духовность рассматривалась как нечто производное от материального.
При этом само понятие «дух» представляется или как сознание, мышление, психические способности, то, что побуждает к действиям, деятельности, или как внутренняя моральная сила1.
В православной России в основе понимания духовности находится христианская традиция (которую можно выделить в третье направление аксиологического подхода).
Происхождение духовности 198 1См.: Ожегов С.И.
Словарь русского языка.
М.: Издательство «Русский язык», 1981.

[Back]