проявление в обществе ведь человек выступает, прежде всего, как социальный субъект. И здесь духовность может выражаться через определенную систему ценностей, целей, смыслов, идеалов, идей, потребностей и интересов. В таком качестве она концентрирует проблемы, относящиеся к высшему уровню духовного освоения мира человеком. Таким образом, понятие духовности связано в первую очередь со смыслообразующими компонентами человеческого существования, что дает возможность личности выйти за рамки узкоэмпирического, обыденного бытия, преодолеть себя в процессе обновления и совершенствования, восхождения к своим идеалам и реализовать их в процессе жизненного пути. Духовность армии естественным путем вытекает из духовности соответствующего общества, при этом имея свои особенности, весьма точно определенные известным русским мыслителем И.А. Ильиным (1882-1954). Во-первых, армия это «сосредоточенное воплощение государственной силы», государственной власти, как «элемент государственного бытия», как организованное множество людей, систематически «воспитывающих себя к победе и ради нее к смерти и убиению во имя государственной цели». Во-вторых, «каждый воин ... должен носить в душе сознание государственной цели и ее волевое и эмоциональное «приятие». Поэтому служение в Вооруженных Силах должно быть проникнуто «живым вдохновением государственности». В-третьих, родовая черта воина: он есть «гражданин, принявший на себя сосредоточенное бремя гражданского звания и бытия», связавший свое дело с вопросом «о личной жизни и смерти», что определяет то высокое достоинство, ту высокую ответственность и то чувство чести, без которых невозможна армия и с которым сопряжено воинское звание. Отсюда воин «должен верить в духовную правоту своей Родины, своего государства и своего жизненного дела». 108 |
связывалось со Святым Духом, третьей Ипостасью Триединого Бога. Считалось, что в самом понятии «Дух» присутствует энергетическое начало. По мнению Церкви, Бог через Святого Духа дает нам безвозмездно столько сил и энергии, сколько мы в состоянии принять и вместить. Но взять этот Божий дар не так просто. Чтобы получить его, необходимы определенные духовные усилия с целью очищения своей души от гордыни, злых помыслов, грехов, которые создают барьер между человеком и Богом. Существуют и другие точки зрения на духовность. Однако, на наш взгляд, при таком многообразии мнений большинство из них не в полной мере отражают сущность и содержание данного понятия. Поэтому наиболее взвешенным представляется следующее суждение. Всякий образованный человек признает существование духовности личности. Однако в чем состоит ее сущность, как она проявляется, как ее развивать и тем более управлять ею на эти вопросы современная наука о человеке не дает ясных и полных ответов. И как неисчерпаем в познании человек, так же до конца непознаваема и его духовность. Конечно, она имеет свое материализованное проявление в обществе ведь человек выступает, прежде всего, как социальный субъект. И здесь духовность может выражаться через определенную систему ценностей, целей, смыслов, идеалов, идей, потребностей и интересов. В таком качестве она концентрирует проблемы, относящиеся к высшему уровню духовного освоения мира человеком. 199 Таким образом, понятие духовности связано в первую очередь со смыслообразующими компонентами человеческого существования, что дает возможность личности выйти за рамки узкоэмпирического, обыденного бытия, преодолеть себя в процессе обновления и совершенствования, восхождения к своим идеалам и реализовать их в процессе жизненного пути. Духовность армии естественным путем вытекает из духовности соответствующего общества, при этом имея свои особенности, весьма точно определенные известным русским мыслителем И.А. Ильиным (1882-1954). Во-первых, армия это «сосредоточенное воплощение государственной силы», государственной власти, как «элемент государственного бытия», как организованное множество людей, систематически «воспитывающих себя к победе и ради нее к смерти и убиению во имя государственной цели». Во-вторых, «каждый воин ... должен носить в душе сознание государственной цели и ее волевое и эмоциональное «приятие». Поэтому служение в Вооруженных Силах должно быть проникнуто «живым вдохновением государственности». В-третьих, родовая черта воина: он есть «гражданин, принявший на себя сосредоточенное бремя гражданского звания и бытия», связавший свое дело с вопросом «о личной жизни и смерти», что определяет то высокое достоинство, ту высокую ответственность и то чувство чести, без которых невозможна армия и с которым сопряжено воинское звание. Отсюда воин 200 |