условиях современной России невозможно добиться серьезного результата ни в политике, ни в экономике, ни в осуществлении реформ. Истинный патриотизм выражается и в чувстве долга перед своим Отечеством. Высшим проявлением долга в России, в силу ее исторической специфики, геополитического положения всегда считалась воинская служба. «Издревле подчеркивал русский философ B.C. Соловьев (1853-1900), всякий военный человек знал и чувствовал, что служит делу важному и хорошему, благородному, почетному, которому всегда служили первейшие люди. Это дело всегда прославлялось всеобщею молвой, освещалось и возвеличивалось в церквах» [164]. Однако последние десять лет Российской истории свидетельствуют о фактах негативного отношения общества к своей армии, что, несомненно, сказывается на воспитании будущих офицеров. Средства массовой информации (телевидение, радио, низкопробная печатная продукция, компьютерные сети и программы и т.п.) пропагандируют и развивают, у молодого поколения индивидуализм, бездушие, упрощенное восприятие т действительности, меркантильность, подчас забывая о сохранении', k ' I * исторически сложившихся основ духовной сферы Российского общества, • Курсанты военных вузов не находятся в изоляции от их влияния, что усложняет задачу их духовного воспитания. Именно поэтому обращение к традиционно сложившейся в Российской армии системе духовного воспитания может способствовать достижению целей профессионального становления офицеров Российской армии XXI века. Мы считаем, что в системе духовного воспитания курсантов как составной части воспитательной сферы военных вузов России должны быть следующие составляющие: 1. Воспитание духовности через нравственные традиции российского народа и его армии. Традиции, то есть элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в I l l |
Истинный патриотизм выражается и в чувстве долга перед своим Отечеством. Высшим проявлением долга в России, в силу ее исторической специфики, геополитического положения всегда считалась воинская служба. «Издревле подчеркивал русский философ B.C. Соловьев (1853-1900), всякий военный человек знал и чувствовал, что служит делу важному и хорошему, благородному, почетному, которому всегда служили первейшие люди. Это дело всегда прославлялось всеобщею молвой, освещалось и возвеличивалось в церквах»1. Однако последние десять лет Российской истории свидетельствуют о фактах негативного отношения общества к своей армии, что, несомненно, сказывается на воспитании будущих офицеров. Средства массовой информации (телевидение, радио, низкопробная печатная продукция, компьютерные сети и программы и т.п.) пропагандируют и развивают у молодого поколения индивидуализм, бездушие, упрощенное восприятие действительности, меркантильность, подчас забывая о сохранении исторически сложившихся основ духовной сферы Российского общества. Курсанты военных вузов не находятся в изоляции от их влияния, что усложняет задачу их духовного воспитания. Именно поэтому обращение к традиционно сложившейся в Российской армии системе духовного воспитания может способствовать достижению целей профессионального становления офицеров Российской армии XXI века. 204 1См.: Соловьев В С. Оправдание добра. Смысл войны // Отечественная философская мысль о войне, армии, воинском долге: Хрестоматийный сборник. М.: Воениздат, 1995. Мы считаем, что в системе духовного воспитания курсантов как составной части воспитательной сферы военных вузов России должны быть следующие составляющие: 1. Воспитание духовности через нравственные традиции российского народа и его армии. Традиции, то есть элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени (определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д.) являются бесценным материалом, который в значительной степени способствует духовнохму воспитанию будущих офицеров. Традиции наших Вооруженных Сил создавались в условиях упорной борьбы за целостность, самостоятельность и независимость Родины. Именно традиции послужили основой следующего замечания российского офицера А.Л. Блонделя: «Офицерское сословие есть благороднейшее в свете, так как его члены не должны стремиться ни к выгоде, ни к приобретению богатства или других земных благ, но должны оставаться верны своему высокому, святому призванию, руководясь во всем требованиями истинной чести» [32]. Героизм, стойкость в бою, способность к самопожертвованию, верность присяге, воинскому долгу, достоинство, благородство, честь, беззаветная любовь к Отечеству все это должно лежать в основе создания и развития воспитательной сферы военного вуза. 205 |