государством, внесение своего вклада в культурное, духовное, научное и экономическое развитие своей страны» 9%; * другие ответы («качество человека, заключающееся в его способности быстро адаптироваться в обществе», «выполнение долга перед обществом», «ответственность человека перед государством» и т.д. 10%; • затруднились ответить 7%. Таким образом, ответы свидетельствуют о том, что курсанты в большинстве своем соотносят понятие «гражданственность» с государством и обязанностями человека по отношению к нему. 3. Говоря о духовных основах воспитания будущих офицеров, нельзя не остановиться на роли религии. Православная церковь во все времена являлась хранительницей духовного достояния нашего народа «Воинское дело есть трудное, скорбное и трагическое. Но необходимое и служащее благой цели. Средства его жестокие и неправедные. Но именно поэтому дух того, коему вручаются эти средства, должен быть крепок и непоколебим в своем искреннем христолюбии» писал И.А. Ильин. При этом «Воин именуется Христовым не только потому, что он член христианского государства, что его родина возрастает в христианском духе и что сам он призван оборонять христианскую веру; а еще и потому, что в любви ко Христу и преподанной им полноте совершенства он имеет живую основу своего личного духа, в ней почерпает необходимую ему силу подвига и очищения» [54]. Благотворное влияние религии в воспитании духовности будущих офицеров тем важнее, что по результатам анкетирования курсантов трех военных вузов Центрального региона наборов 2006 и 2007 годов 21,6% считают себя верующими людьми, 38,9% колеблются между верой и неверием, 30,1% не считают себя верующими, 9,4% затруднились ответить. В то же время 93,8% опрошенных считают, что к их менталитету ближе 114 |
• гражданственность это «принадлежность человека к тому или иному государству, соблюдение законов этого государства и обладание определенными правами, которые гарантированы каждому гражданину» 38%; • гражданственность это «совокупность факторов, определяющих физическое лицо (национальность, вероисповедание, конституционные права и обязанности и т.д.)» 26%; • гражданственность это «ответственность гражданина за свои поступки, верность государству, выполнение гласных и негласных правил и норм поведения, принятых в обществе» -10%; • гражданственность это «долг каждого человека перед своим государством, внесение своего вклада в культурное, духовное, научное и экономическое развитие своей страны» 9%; • другие ответы («качество человека, заключающееся в его способности быстро адаптироваться в обществе», «выполнение долга перед обществом», «ответственность человека перед государством» и т.д. 10%; • затруднились ответить 7%. Таким образом, ответы свидетельствуют о том, что курсанты в большинстве своем соотносят понятие «гражданственность» с государством и обязанностями человека по отношению к нему. 208 3. Говоря о духовных основах воспитания будущих офицеров, нельзя не остановиться на роли религии. Православная Церковь во все времена являлась хранительницей духовного достояния нашего народа. «Воинское дело есть трудное, скорбное и трагическое. Но необходимое и служащее благой цели. Средства его жестокие и неправедные. Но именно поэтому дух того, коему вручаются эти средства, должен быть крепок и непоколебим в своем искреннем христолюбии» писал И.А. Ильин. При этом «Воин именуется Христовым не только потому, что он член христианского государства, что его родина возрастает в христианском духе и что сам он призван оборонять христианскую веру; а еще и потому, что в любви ко Христу и преподанной им полноте совершенства он имеет живую основу своего личного духа, в ней почерпает необходимую ему силу подвига и очищения»'. Благотворное влияние религии в воспитании духовности будущих офицеров тем важнее, что по результатам анкетирования курсантов трех военных вузов Центрально-Черноземного региона наборов 2000 и 2001 годов 21,6% считают себя верующими людьми, 38,9% колеблются между верой и неверием, 30,1% не считают себя верующими, 9,4% затруднились ответить. В то же время 93,8% опрошенных считают, что к их менталитету ближе православие, а 83,3% благосклонно воспринимают участие Православной Церкви в духовном и нравственном воспитании будущих офицеров. 1См.: Ильин И.А. Указ. соч. 209 |