Реализация культурологического принципа в развитии образовательных и воспитательных систем находится в полном соответствии с Федеральным Законом РФ «Об образовании», где сказано, что содержание современного образования должно обеспечить «интеграцию личности в системы мировой и национальной культур» (статья 14). В этой связи представляется обоснованной идея включения российского высшего профессионального образования и в том числе высшего военно-профессионального образования в реализацию решений Болонского процесса. Как показывают результаты проведенного исследования в целях усиления диалогичности профессионального обучения и воспитания в процессе формирования профессионального мастерства у курсантов в ходе их подготовки в военных вузах возможно использование различных средств: посредством усиления и совершенствования диалогичности между всеми участниками образовательного процесса (курсантами, преподавателями, командованием курсов, факультетов и вузов, войсковыми офицерами и др.); * > * / f через развитие внутреннего диалога для углубленного понимания и г постижения самого себя; усиление диалогичности в приобщении и постижении профессионального мастерства посредством включенности обучаемых в совместную военно-профессиональную деятельность, в частности, в ходе практических, тактических и тактико-строевых занятий, в процессе воинских стажировок и производственных практик и др. По мнению замечательного философа и культуролога современности B.C. Библера школа в настоящее время должна перейти от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры», а для этого надо понять, что «передача современных знаний и развитие культуры мышления, нравственной культуры это совсем иные задачи. Не готовые знания, умения, навыки, но культура их формирования и изменения, трансформации, 39 |
профессионального мастерства у курсантов военных вузов невозможно без глубокого понимания содержания культурологического принципа. Реализация культурологического принципа в развитии образовательных и воспитательных систем находится в полном соответствии с Федеральным Законом РФ «Об образовании», где сказано, что содержание современного образования должно обеспечить «интеграцию личности в системы мировой и национальной культур» (статья 14). В этой связи представляется обоснованной идея включения российского высшего профессионального образования и в том числе высшего военно-профессионального образования в реализацию решений Болонского процесса. Как показывают результаты проведенного исследования, в целях усиление диалогичности профессионального обучения и воспитания в процессе формирования профессионального мастерства у курсантов в ходе их подготовки в военных вузах возможно использование различных средств: посредством усиления и совершенствования диалогичности между всеми участниками образовательного процесса (курсантами, преподавателями, командованием курсов, факультетов и вузов, войсковыми офицерами и др.); через развитие внутреннего диалога для углубленного понимания и постижения самого себя; 54 усиление диалогичности в приобщении и постижении профессионального мастерства посредством включенности обучаемых в совместную военно-профессиональную деятельность, в частности, в ходе практических, тактических и тактико-строевых занятий, в процессе воинских стажировок и производственных практик и др. По мнению замечательного философа и культуролога современности B.C. Библера школа в настоящее время должна перейти от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры», а для этого надо понять, что «передача современных знаний и развитие культуры мышления, нравственной культуры это совсем иные задачи. Не готовые знания, умения, навыки, но культура их формирования и изменения, трансформации, преобразования вот чем должен обладать выпускник нашей школы»1. Культурологический подход выступает серьезным методологическим ориентиром, позволяющим рассматривать профессиональное мастерство как совокупность профессиональных знаний, навыков и умений через изучение профессиональных явлений и процессов в контексте профессиональных ценностей, различных направлений самореализации личности военнослужащего. В дальнейшем, в процессе овладения профессиональным мастерством будущий офицер обретает большую степень свободы не только в плане трансляции знаний, 1Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы /Под общей редакцией В.С.Библера. Кемерово, 1993. С. 21. 55 |