преобразования вот чем должен обладать выпускник нашей школы» [188]. Культурологический подход выступает серьезным методологическим ориентиром, позволяющим рассматривать профессиональное мастерство как совокупность профессиональных знаний, навыков и умений через изучение профессиональных явлений и процессов в контексте профессиональных ценностей, различных направлений самореализации личности военнослужащего. В дальнейшем, в процессе овладения профессиональным мастерством будущий офицер обретает большую степень свободы не только в плане трансляции знаний, навыков и умений, но и в плане воспроизводства и создания новых ее элементов, а также самих компонентов процесса формирования этого мастерства. Как показывают исследования А.К. Быкова, Ю.С. Короткова, В.Н. Гуляева и ряда других военных педагогов, культурологический подход позволяет анализировать профессиональное мастерство через категориальный ряд: общее особенное отдельное [28,41,81]. Выдвинутое положение логически стройно выстраивается в следующий субординационный ряд понятий: мастерство профессиональное мастерство профессиональное мастерство будущего офицера (военного человека, командира, воспитателя подчиненных, военного специалиста). Системность процесса формирования профессионального мастерства наиболее отчетливо выражается через раскрытие ее сущности и содержания со стороны статики (структурно-содержательный аспект) и со стороны динамики (функциональный аспект). При этом, как показывает исследование, в структурно-содержательном аспекте выделяются следующие элементы: аксиологический, личностнотворческий и технологический. Функциональный аспект представлен следующей совокупностью компонентов: гносеологическим, коммуникативным, гуманистическим, образовательным, воспитательным, нормативным и информационным. 40 |
усиление диалогичности в приобщении и постижении профессионального мастерства посредством включенности обучаемых в совместную военно-профессиональную деятельность, в частности, в ходе практических, тактических и тактико-строевых занятий, в процессе воинских стажировок и производственных практик и др. По мнению замечательного философа и культуролога современности B.C. Библера школа в настоящее время должна перейти от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры», а для этого надо понять, что «передача современных знаний и развитие культуры мышления, нравственной культуры это совсем иные задачи. Не готовые знания, умения, навыки, но культура их формирования и изменения, трансформации, преобразования вот чем должен обладать выпускник нашей школы»1. Культурологический подход выступает серьезным методологическим ориентиром, позволяющим рассматривать профессиональное мастерство как совокупность профессиональных знаний, навыков и умений через изучение профессиональных явлений и процессов в контексте профессиональных ценностей, различных направлений самореализации личности военнослужащего. В дальнейшем, в процессе овладения профессиональным мастерством будущий офицер обретает большую степень свободы не только в плане трансляции знаний, 1Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы /Под общей редакцией В.С.Библера. Кемерово, 1993. С. 21. 55 навыков и умений, но и в плане воспроизводства и создания новых ее элементов, а также самих компонентов процесса формирования этого мастерства. Как показывают исследования А.К. Быкова, Ю.С. Руденко, Э.Н. Короткова, В.Н. Гуляева и ряда других военных педагогов, культурологический подход позволяет анализировать профессиональное мастерство через категориальный ряд: общее особенное отдельное. Выдвинутое положение логически стройно выстраивается в следующий субординационный ряд понятий: мастерство профессиональное мастерство профессиональное мастерство будущего офицера (военного человека, командира, воспитателя подчиненных, военного специалиста инженера радиоэлектроники и др.). Системность процесса формирования профессионального мастерства наиболее отчетливо выражается через раскрытие ее сущности и содержания со стороны статики (структурно-содержательный аспект) и со стороны динамики (функциональный аспект). При этом, как показывает исследование в структурносодержательном аспекте выделяются следующие элементы: аксиологический, личностно-творческий и технологический. Функциональный аспект представлен следующей совокупностью компонентов: гносеологическим, коммуникативным, гуманистическим, образовательным, воспитательным, нормативным и информационным. 56 |