Проверяемый текст
Мурзабеков, Гапур Ибрагимович; Психологические механизмы отношения государственных служащих к здоровью (Диссертация 1998)
[стр. 107]

106 ценностной ориентации в целом или ее отдельного этапа; уровень общего иди ситуативного потенциала личности, опять-таки в его значимостной оценке данным человеком.
Идеально гармонизированная структура ценностной установки, и всякого побуждения, характеризуется в данной модели своеобразным совпадением высоко желательного с очень трудным или невозможным для реализации; высоко необходимого с относительно легким для реализации.
Поэтому один из парадоксов неадекватного отношения к здоровью состоит в
тоги, что человек может как бы пугаться очень высокой значимости задачи укрепления здоровья или излечения, даже при относительной доступности и легкости реализации.
Кроме того, для него травмирующим и демобилизующим может оказаться неожиданное ухудшение здоровья, снижение трудоспособности, инвалидность и другие события, к которым он оказался психологически неготовым.
Так, по наблюдениям психотерапевтов, у инвалидов нередко складывается комплекс человеконенавистничества.
Они завидуют здоровым, а себя считают незаслуженно обиженными, несчастными.
Причем «наказание» считают совершенно несправедливым.
Они практически воспринимают себя как жертву несправедливого и агрессивного
общества, и сами начинают так же относиться к социуму.
Часто в их отношении к окружающим проявляется плохо скрываемая зависть, злость, различные формы агрессии, ненависть, коварство.
Ненормальное, несправедливое нарушение здоровья как элементарно необходимого условия жизни, как биологически важного момента нередко делает инвалида дезадаптантом, человеком внутренне противоречивым и неадекватным в своем отношении к людям, обществу в целом, к себе (см.
В.П.Ростовский, 1997).
Нужно подчеркнуть, что любой выход личности за пределы
оптихмальной зоны мотивации по типу "могу, но не хочу" или "хочу, но не
[стр. 55]

системы отдельного побуждения.
Эти модальности, как описывалось выше, отраж аю т желательное состояние действительности, фиксируемое в данной ценностной ориентации с соответствующими положительными последствиями для жизнедеятельности личности в ближайшем или отдаленном будущем; степень нежелательности данного уровня удовлетворения побуждения и реализации ценностной установки с соответствующими отрицательными последствиями и вместе с тем степень необходимости, обязательности реализации для избежания этих последствий; уровень функциональных временных, материальных и иных затрат в их значимостной оценке, необходимый для реализации ценностной ориентации в целом или ее отдельного этапа; уровень общ его иди ситуативного потенциала личности, опять-таки в его значимостной оценке данным человеком.
Идеально гармонизированная структура ценностной установки, и всякого побуждения, характеризуется в данной модели своеобразным совпадением высоко желательного с очень трудным или невозможным для реализации; высоко необходимого с относительно легким для реализации.
Поэтому один из парадоксов неадекватного отношения к здоровью состоит в
том, что человек может как бы пугаться очень высокой значимости задачи укрепления здоровья или излечения, даже при относительной доступности и легкости реализации.
Кроме того, для него травмирующим и демобилизующим может оказаться неожиданное ухудшение здоровья, снижение трудоспособности, инвалидность и другие события, к которым он оказался психологически неготовым.
Так, по наблюдениям психотерапевтов, у инвалидов нередко складывается комплекс человеконенавистничества.
Они завидуют здоровым, а себя считают незаслуженно обиженными, несчастными.
Причем «наказание» считают совершенно несправедливым.
Они практически воспринимают себя как жертву несправедливого и агрес


[стр.,56]

сивного общества, и сами начинают так же относиться к социуму.
Часто в их отношении к окружающим проявляется плохо скрываемая зависть, злость, различные формы агрессии, ненависть, коварство.
Ненормальное, несправедливое нарушение здоровья как элементарно необходимого условия жизни, как биологически важного момента нередко делает инвалида дезадаптантом, человеком внутренне противоречивым и неадекватным в своем отношении к людям, обществу в целом, к себе (см.В.П.Ростовский, 1997).
Нужно подчеркнуть, что любой выход личности за пределы
оптимальной зоны мотивации по типу "могу, но не хочу" или "хочу, но не могу" в той или иной степени приводит к формированию своеобразных инверсий отношения, когда человек, не будучи в силах смириться с невозможностью того, что для него очень важно, значимо, приходит бессознательно к тактике дискредитации соответствующего образа жизни, типа поведения, врачей, лекарств и источников информации.
Срабатывает логика самоуспокоения: "раз это для меня невозможно, значит это плохо, можно обойтись и без этого, и даже лучше обходиться без этого".
Следует отметить, что такой механизм значимостной инверсии, когда положительное превращается в отрицательное, а отрицательное в положительное, имеет и вполне адекватный, рациональный характер.
Действительно, нет смысла длительно и глубоко переживать недостижимые для человека уровни здоровья, комфорта, благополучия.
Одна из основных задач психотерапевта в этом отношении состоит как раз в том, чтобы эмоционально адаптировать больного к своему состоянию и одновременно стимулировать его только на те шаги, которые вполне реальны, доступны, находятся в пределах волевых, функциональных, материальных, временных возможностей человека.
Н о тот же самый механизм может действовать и за пределами адекватности, прочно блокируя вполне доступные (в отличие от неправильного субъективного мнения) сред56

[Back]