108 иерархического положения здоровья как ценности. В основе этого феномена лежит в целом известный психологический механизм типа "что имеем не храним, потерявши плачем". Действительно, определенные группы населения не склонны ставить здоровье на одно из первых мест в иерархии ценностей, т.к. "не замечают" огромной важности здоровья. Такое явное несовпадение объективно важного и субъективно значимого происходит именно в описанных потенциальных зонах мотивации при систематическим характере такого соотношения. Такое несовпадение опять-таки носит вполне закономерный характер и не может в принципе считаться неадекватным. Было бы непомерной нагрузкой на психику, если бы все объективно важное, включая все элементы и стороны здоровья, переживалось бы человеком, отражаясь в его субъективной значимости. Человек и общество в целом стремятся как раз к тому, чтобы "автоматизировать" процессы охраны и формирования здоровья, сделать их "незаметными", естественными, исключит их из сферы постоянного контроля, заботы, тревог и негативных ожиданий. И только ухудшение ситуации жизнедеятельности приводит, как правило, к актуализации соответствующей потребности в ценностной установки. В одном из конкретных исследований, проведенных С.Ф.Щегловым по методике М.Рокича, вводилось две инструкции дополнительного плана. Одна из них фиксировала иерархию ценностей, включая здоровье, в более молодом возрасте (лейтенантский период старших офицеров), а другая иерархию тех же ценностей в условный период 2010 года в идеальных для офицера условиях профессиональной армии. Следует подчеркнуть, что в последнем случае, как это ни парадоксально, здоровье как ценность резко снизила свой иерархический уровень со второго на шестой. И одно из объяснений этого феномена состоит как раз в том, что в идеальных условиях здоровье, как, впрочем, и другие важные ценности типа семейного благополучия, зарплаты и пр., должно обеспечиваться «автоматически», |
ровью как фундаментальной или инструментальной ценности у мужчин и женщин: 24 здоровье как ценность мужчины женщины фундаментальная 29,2 24,8 промежуточная 15,8 9,5 инструментальная 48,3 60,6 затрудняюсь с выбором 6,3 5,1 Интересно отметить еше одну разновидность факторов, определяющих возможную динамику изменения ценностной характеристики здоровья, как и других ценностей. В одном из конкретных исследований, проведенных С.Ф .Щ егловым по методике М .Рокича, вводилось две инструкции дополнительного плана. Одна из них фиксировала иерархию ценностей, включая здоровье, в более молодом возрасте (лейтенантский период старших офицеров), а другая • иерархию тех же ценностей в условный период 2010 года в идеальных для офицера условиях профессиональной армии. Следует подчеркнуть, что в последнем случае, как это ни парадоксально, здоровье как ценность резко снизила свой иерархический уровень со второго на шестой. И одно из объяснений этого феномена состоит как раз в том, что в идеальных условиях здоровье, как, впрочем и другие важные ценности типа семейного благополучия, зарплаты и пр., должно обеспечиваться «автоматически», само собой, не требуя жестко фиксированных ценностных установок для своей реализации. В целом интересно отметить, что среди целей профессиональной деятельности офицеры не называют здоровье: профессия как бы отделяется в сознании от здоровья. Офицеры склонны считать, что здоро ства формирования своего здоровья. Здесь задача врача, психолога, психотерапевта состоит, наоборот, в том. чтобы перестроить человека на адекватную значимостную оценку ситуации, мобилизовать на активные тактики поведения, а не на пассивную адаптацию. Изменение возможностей активного влияния на состояние своего здоровья, как правило, приводят не только к перестройке оптимальной, активно-действенной зоны мотивации (при ухудшении обстоятельств она сокращается, а при улучшении расширяется), не только к описанной выше инверсии положительно-отрицательного отношения к средствам формирования здоровья, В ряде случаев мы наблюдаем и эффекты смещения иерархического положения здоровья как ценности. В основе этого феномена лежит в целом известный психологический механизм типа ’’что имеем не храним, потерявши • плачем". Действительно, определенные группы населения не склонны ставить здоровье на одно из первых мест в иерархии ценностей, т.к. "не замечают" огромной важности здоровья. Такое явное несовпадение объективно важного и субъективно значимого происходит именно в описанных потенциальных зонах мотивации при систематическим характере такого соотношения. Такое несовпадение опять-таки носит вполне закономерный характер и не может в принципе считаться неадекватным. Было бы непомерной нагрузкой на психику, если бы все объективно важное, включая все элементы и стороны здоровья, переживалось бы человеком, отражаясь в его субъективной значимости. Человек и общество в целом стремятся как раз к тому, чтобы "автоматизировать" процессы охраны и формирования здоровья, сделать их "незаметными", естественными, исключит их из сферы постоянного контроля, заботы, тревог и негативных ожиданий. И только ухудшение ситуации жизнедеятельности приводит, как правило, к актуализации соответствующей потребности в ценностной установке. 57 |