76 Необходимость реализации такого типа комплексных программ охраны и укрепления здоровья, с акцентом на здоровый образ жизни, определяется и относительной доступностью и дешевизной психолого-акмеологических мероприятий по укреплению здоровья. На тесную связь здорового образа жизни с собственно здоровьем указывают и многие определения образа жизни. По мнению Ю.П.Лисицина, А.М.Изуткина, И.Ф.Матюшина, здоровый образ жизни, в его медицинском понимании, означает полноту включенности человека в многообразные формы и способы социальной деятельности соответственно оптимальному и гармоничному развитию всех его подструктур (телесной, психической, социальной). Г.И.Царегородцев и В.Г.Ерохин считают, что «к здоровому образу жизни имеет отношение все, что проходит через деятельность по оздоровлению условий жизни 'груда, отдыха, быта, способствует выполнению его социальных функций в наиболее благоприятных для здоровья условиях». В другом определении отмечается, что «Образ жизни формы человеческой (индивидуальной и групповой) жизнедеятельности, типичные для исторически конкретных социальных отношений. Взятый в единстве объективного (способ совместной деятельности, общественная связь людей, определяющие характер общения и поведения) и субъективного (цели общения, интересы и мотивы деятельности, ценностные ориентации) аспектов, образ жизни выступает как целостная структура, «сотканная»из элементов материальной и духовной жизни общества”» (см. 147). В данном определении не подчеркивается связь образа жизни со здоровьем, но она фактически подразумевается. Парадоксальность ситуации для исследователя и практика состоит в том, что участвующие в единой системе человекознания (Б.Г.Ананьев и др.) дисциплины: акмеология, психология, педагогика, медицина, практически работающие с конкретным, индивидуально неповторимым человеком в целях его лечения, обучения, воспитания, управления его профессиональной деятельностью, нередко отделены друг от друга как методологически, так и |
При анализе психологических феноменов отношения к здоровью госслужащих прежде всего обращ ает на себя внимание тот в принципе известный в психологической науке факт, что декларируемые мотивационные установки в отношении здоровья значительно расходятся с тактикой реального отношения к нему. Исследования новосибирских ученых (1983), изучавших влияние фактора риска на здоровье, показали, что среди опрошенных доля имевших сидячий характер труда составила 51%, при этом около 70% респондентов на ходьбу пешком ежедневно тратили меньше часа в день, $3% не занимались физической культурой и спортом. Правда, определенная часть опрошенных старалась сделать свой образ жизни "более здоровым": в течение года 6% пытались бросить курить, 5% изменить характер питания, 12%увеличить физическую активность. (Суслова Е.А. Исследования психологических факторов риска ишемической болезни сердца. • Ж урнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова, 1983, LVIII, вып. 5, с. 763-768). Явно недостаточное внимание к своему здоровью зафиксировано и в одном из исследований в Москве, где лишь 28% опрошенных всегда выполняют рекомендации врача, 24% занимаются в основном самолечением, 28% заболев, продолжаю т работать (см. «Актуальные медико-социальные аспекты пропаганды здорового образа жизни», Иваново, 1986, с. 11). Необходимость реализации такого типа комплексных программ охраны и укрепления здоровья, с акцентом на здоровый образ жизни, определяется и относительной доступностью и дешевизной психолого-акмеологических мероприятий по укреплению здоровья. На тесную связь здорового образа жизни с собственно здоровьем указывают и многие определения образа жизни. П о мнению Ю .П.Лисицина, А.М .Изупсина, И.Ф .М атюш ина, здоровый образ жизни, в его медицинском понимании, означает полноту включенности человека в многообразные формы и способы социальной деятельности соответ32 ственно оптимальному и гармоничному развитию всех его подструктур (телесной, психической, социальной). Г.И.Царегородцев и В Т.Ерохин считают, что «к здоровому образу жизни имеет отношение все, что проходит через деятельность по оздоровлению условий жизни труда, отдыха, быта, способствует выполнению его социальных функций в наиболее благоприятных для здоровья условиях». В другом определении отмечается, что «Образ жизни формы человеческой (индивидуальной и групповой) жизнедеятельности, типичные для исторически конкретных социальных отношений. Взятый в единстве объективного (способ совместной деятельности, общественная связь людей, определяющие характер обшения и поведения) и субъективного (цели общения, интересы и мотивы деятельности, ценностные ориентации) аспектов, образ жизни выступает как целостная структура, «сотханная»из элементов материальной и духовной жизни общества"» (см. 147). В данном определении не подчеркивается связь образа жизни со здоровьем, но она фактически подразумевается. Парадоксальность ситуации для исследователя и практика состоит в том. что участвующие в единой системе человекознания (Б.Г.Ананьев и др.) дисциплины: акмеология, психология, педагогика, медицина, практически работающ ие с конкретным, индивидуально неповторимым человеком в целях его лечения, обучения, воспитания, управления его профессиональной деятельностью, нередко отделены друг от друга как методологически, так и теоретически искусственными границами. И в решении задачи их объединения, необходимого для плодотворного развития современных наук, и для эффективного решения огромного комплекса практических задач, решающая роль принадлежит акмеологическому направлению в науке. В соответствии с требованиями принципов акмеологии, в концептуальном подходе к формированию здорового образа жизни следует предусмотреть механизмы реализации комплексных программ, учи33 |