Проверяемый текст
Карнаухов, Максим Николаевич; Развитие системы государственного регулирования магистрального трубопроводного транспорта углеводородного сырья (Диссертация 2002)
[стр. 110]

В утвержденной в 2000 г.
Энергетической стратегии23 уровни экспорта нефти в перспективе снижаются по сравнению с существующим уровнем ввиду более быстрого роста переработай нефти по сравнению с добычей.
Между тем, исходя из сложившихся тенденций, можно предположить, что и в дальнейшем будет сохраняться более высокая цена нефти на экспорт по сравнению с внутренним рынком.
Таким образом, добиться требуемого в Энергетической стратегии уровня загрузки НПЗ можно только путем ограничения экспорта нефти.

Очевидно, реализация Энергетической стратегии требует ограничения экспорта нефти по сравнению с технически достижимым уровнем.
В условиях обеспеченности внутреннего рынка сырьем за счет роста добычи нефти применяемые методы регулирования также вызовут значительные проблемы,
так как ввиду разницы цен доступ на экспорт по-прежнему будет играть роль поощрения производителей нефти.
Однако, по мере ввода новых мощностей по экспорту минуя систему
ОАО «АК «Транснефть» (в частности, терминалы в Тимано-Печере, на Дальнем Востоке, в Калининградской обл.
и пр.) применение принципа равного доступа будет приводить к растущему неравенству между нефтяными компаниями.
Компании, имеющие собственные мощности по экспорту нефти, получат значительное преимущество, поскольку дополнительно к собственным мощностям будут иметь возможность экспортировать нефть по системе
ОАО «АК «Транснефть».
Кроме того, подобная норма приводит к потерям, поскольку отдельному производителю оказывается выгодным наращивать экспорт, минуя систему
ОАО «АК «Транснефть», что отрицательно сказывается на народнохозяйственной эффективности.
Особенно ярко
23 Основные положения энергетической стратегии России на период до 2020 года.
(Одобрены Правительством РФ.
Протокол
39 от 23.11.2000 г.) // Сборник "Энергетическая политика России на рубеже веков".
М.: Папирус ПРО, 2001.
Т.
1
110
[стр. 24]

осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в установленном порядке, а также организациям, являющимся основными обществами по отношению к организациям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально объемам добытой нефти, сданной в систему магистральных трубопроводов с учетом стопроцентной пропускной способности магистральных трубопроводов (исходя из их технических возможностей)".
Таким образом, в настоящий момент применяется принцип равного доступа, пропорционально существующим объемам добычи.
Однако буквально сразу после введения такой нормы были установлены ограничения на экспорт нефти в 150 тыс.
баррелей в день по сравнению с предшествующим периодом.
Причем, данное решение было проведено административно, путем прямого указания компании Транснефть при составлении графиков прокачки.
Таким образом, вышеприведенная законодательная норма фактически не является препятствием для ограничений экспорта.
В последней утвержденной Энергетической стратегии [49] уровни экспорта нефти в перспективе снижаются по сравнению с существующим уровнем ввиду более быстрого роста переработки нефти по сравнению с добычей.
Между тем, исходя из сложившихся тенденций, можно предположить, что и в дальнейшем будет сохраняться более высокая цена нефти на экспорт по сравнению с внутренним рынком.
Таким образом, добиться требуемого в Энергетической стратегии уровня загрузки НПЗ можно только путем ограничения экспорта нефти.

Таким образом, реализация Энергетической стратегии требует ограничения экспорта нефти по сравнению с технически достижимым уровнем.
В условиях обеспеченности внутреннего рынка сырьем за счет роста добычи нефти, применяемые методы регулирования также вызовут значительные проблемы.

Ведь ввиду разницы цен доступ на экспорт по прежнему будет играть роль поощрения производителей нефти.
Однако, по мере ввода новых мощностей по экспорту минуя систему
Транснефти (в частности, терминалы в Тимано-Печере, на дальнем Востоке, в

[стр.,25]

Калининградской обл.
и пр.), применение принципа равного доступа будет приводить к растущему неравенству между нефтяными компаниями.
Компании, имеющие собственные мощности по экспорту нефти, получат значительное преимущество, поскольку дополнительно к собственным мощностям будут иметь возможность экспортировать нефть по системе
Транснефти.
Кроме того, подобная норма приводит к потерям, поскольку отдельному производителю оказывается выгодным наращивать экспорт минуя систему
Транснефти, что отрицательно сказывается на народнохозяйственной эффективности.
Особенно ярко
это проявляется, если государство по-прежнему будет использовать рычаги по административному занижению экспорта нефти по системе Транснефти.
Таким образом, есть все основания предполагать продолжение практики регулирования доступа к экспортным направлениям системы магистральных нефтепроводов исходя из экономических задач регулирования топливноэнергетического комплекса и экономики в целом, а не исходя из принципа равнодоступности и технических возможностей экспортных нефтепроводов.
В транспорте газа ситуация значительно отличается.
Практически весь экспорт в дальнее зарубежье де-факто осуществляется ОАО "Газпром".
Некоторый объем поставок газа осуществляется в страны ближнего зарубежья независимыми российскими производителями и странами СНГ по межгосударственным соглашениям.
Учитывая кратно более высокие цены на экспортный газ по сравнению с поставками на внутренний рынок, все существующие и потенциальные производители газа в России обоснованно требуют доступа к экспортным направлениям системы магистральных газопроводов.
Однако до настоящего времени этот вопрос не решен, и правовая база предоставления преимущественного права экспорта ОАО "Газпром" отсутствует.
Это обосновывается необходимостью поддержания работоспособности ЕСГ (включая ввод новых газовых месторождений), а также низкой ценой газа и необходимостью обеспечения гарантированных поставок

[стр.,123]

47.
Основные концептуальные положения развития нефтегазового комплекса.
М.: Министерство топлива и энергетики Российской Федерации, 2000.
48.
Основные направления социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу (проект).
М.: МЭРТ РФ, 2001.
(http://www.economy.gov.ru/programysoderzanie.html) 49.
Основные положения энергетической стратегии России на период до 2020 года.
(Одобрены Правительством РФ.
Протокол
N 39 от 23.11.2000 г.) // Сборник "Энергетическая политика России на рубеже веков", М.: Папирус ПРО, 2001, т.
1,
с.
868-982.
50.
Петров Д.
Тарифное регулирование трубопроводного транспорта.
// Нефтегазовая вертикаль, № 3, 2002.
51.
Пленкина В.В.
Регулирование функционирования и развития нефтяного сектора в условиях переходной экономики.
М.: ОАО "Издательство "Недра", 1999.
292 с.
52.
Пленкина В.В., Карнаухов М.Н.
Совершенствование экономического регулирования экспорта углеводородов // Технолого-инстументарные новации в управлении топливно-энергетическим комплексом: макро-мезои микроуровень: Материалы всерос.
науч.
пактич.
конференции.
Тюмень: ТюмГНГУ, 2000.
53.
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г.
№858 "Об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе Российского акционерного общества "Газпром", "Российская газета", N 146, 31.07.1997.
54.
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г.
N 317 "Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации" 55.
Постановление ФЭК РФ от 20 февраля 2002 г.
№10/1 "О тарифах на услуги по транспортировке газа, произведенного на территории Российской Федерации, по системе магистральных газопроводов ОАО "Газпром" для 123

[Back]