Проверяемый текст
Колесникова, Людмила Арнольдовна; Формирование государственной системы развития предпринимательства в переходной экономике : Вопросы теории, методологии и практики (Диссертация 2001)
[стр. 150]

фундамента простой перенос каких-либо моделей извне заканчивается потерями, несоизмеримыми с альтернативными издержками по выполнению других стратегий.
При этом, как правило, альтернативные стратегии отвергаются именно на основании недостатков средств, и опасностей серьезных трудностей в ближайшей и среднесрочной перспективе.
В отношении всех организаций, развитие культуры образует, если рассматривать очень упрощенно, круг норм и правил
(рис.
12), формируемых на микро и макроуровнях.
Например, предприятия, принимая во внимание тенденции рынка и общественных процессов, имеющих на сегодня возрастающее значение, стремятся занять лидирующее положение в своей рыночной нише.
Они стараются предоставить клиенту лучшие условия обслуживания, активнее подходят к клиенту, не создают для него проблем, постоянно предлагают что-то новое.
Такое конкретное поведение утверждает и усиливает
абстрактные убеждения о ценностях.
При этом культура предпринимательства будет усилена совершенно без упоминания самого этого термина.
В свою очередь, культуры отдельных организаций, суммируясь, образуют то целостное явление, которое характеризует специфическую систему норм и правил или культуру взаимодействия между организациями по горизонтали и
вертикали, характерную для данной конкретной местности, региона и страны в целом, и, формируя то, что мы называем «культурой рыночных отношений» и культурой предпринимательства.
Не вникая в глубинные теоретические исследования, можно сделать такой вывод о том, что то, насколько успешно проявляется в экономике действие экономической культуры, зависит именно от того, насколько целенаправленно в экономических и социальных системах государства и его регионов стимулируется развитие предпринимательства, его культуры и этических норм.
150
[стр. 65]

В отношении всех организаций, развитие культуры образует, если рассматривать очень упрощенно, круг норм и правил, формируемых на микро и макроуровнях (рис.
2.1).
Данная модель процесса возникновения и развития культуры предпринимательства представляет собой развитие модели Р.Рюттингера, в отличие от которой мы замыкаем указанный цикл, рассматривая культуру рыночных отношений и культуру в более широком контексте как результат суммирования миллионов процессов на микроуровне, поведение которых, в свою очередь, зависит от уровней развития культуры предпринимательства и культуры общества на макроуровне.
Например, предприятия, учитывая тенденции рынка и общественных процессов, имеющих на сегодня возрастающее значение, стремясь занять лидирующее положение в своей рыночной нише, стараются предоставить клиенту лучшие условия обслуживания, не создают для него проблем, постоянно предлагают что-то новое.
Такое конкретное поведение утверждает и усиливает
культуру и абстрактные представления о ценностях совершенно без упоминания самих этих терминов.
В свою очередь, культуры отдельных организаций, суммируясь, образуют то целостное явление, которое характеризует специфическую систему норм и правил или культуру взаимодействия между организациями по горизонтали и
^ертикали, характерную для данной конкретной местности, региона и страны в целом, формируя то, что мы называем “культурой рыночных отношений” и культурой предпринимательства.
В действительности, конечно же, культура предпринимательства не является монолитным явлением.
В рамках этого процесса развиваются различные субкультуры, а наряду с формальными нормами развиваются неформальные.
При этом, являясь частью экономической культуры, она соотносится с ней не как частное с общим, а скорее как пронизывающая ее сквозным образом составляющая, присущая также и другим элементам более широкой системы общей культуры общества, включающей в себя сферы права, политики, религии, морали, искусства и науки.
Рассмотрим культуру предпринимательства на ее пересечении с экономической культурой.
Рывкина Р.В.
дает следующее определение экономической культуры: «...
При всех особенностях экономических культур разных стран везде сохраняются одни и те же структурные закономерности.
Например, экономическая культура это всегда и везде своего рода посредник

[стр.,66]

между комплексом политике правовых.
экономических и других условий той или иной страны и экономическим поведением субъектов ее экономики.
...Не будет большим преувеличением сказать: развитие экономики это суммарный результат действий миллионов людей, регулируемых как внешними институциональными условиями их деятельности, так и чертами экономической культуры самих людей»1.
Далее выделяются три ее основные функции\ (по сути соответствующие трем предпосылкам культуры предпринимательства по Р.
Рюттингеру): во-первых, с помощью экономической культуры выбраковываются или сохраняются ценности и нормы, необходимые для развития экономики, накапливаются традиции (например, советская экономическая культура старательно хранила память о трудовом героизме стахановцев, участниках освоения целины и т.п.); во-вторых, с помощью экономических норм и ценностей происходит накопление экономического опыта и передача его новым поколениям, и в-третьих, на передовых предприятиях формируются новые формы экономической культуры и новые принципы хозяйствования.
Насколько успешно проявляется в экономике действие
этой третьей функции экономической культуры, на наш взгляд, зависит именно от того, насколько целенаправленно в экономических и социальных системах государства и его регионов стимулируются развитие предпринимательства, его культуры и этических норм.
С другой стороны, этические нормы ведения бизнеса никогда нельзя навязать сверху таким независимым субъектам экономических отношений как предприниматели.
Они вырабатываются постепенно и определяются практическими реалиями необходимости баланса краткосрочной жизнеспособности и долгосрочной конкурентоспособности предприятия.
В указанной работе Р.В.Р ы б к и н о й выделяются характерные черты, западной и российской экономических культур, и делается вывод о необходимости глубинных изменений именно в сфере экономической культуры как культуры рыночных отношений.
1Рывкина Р.В.
Экономическая социология переходной России.
Люди и реформы.
М.: «Дело», 1998.
сс.
214-231.

[Back]