Проверяемый текст
Бурдуковская Людмила Петровна. Информационная культура и коммуникация (Диссертация 2004)
[стр. 105]

105 культуры, долгоживущие параметры порядка, которые в период социальных трансформаций подвергаются воздействию образующихся, новых культурных смыслов.
Учитывая принятое в контексте нашего исследования понятие культуры как общих принципов смыслообразования и смыслообмена, для
определения специфики новой массовой культуры необходимо выделить трансформирующиеся культурные смыслы современного общества.
К ним следует отнести национально-культурный менталитет (система
мировосприятия, миропонимания), традиции (осуществленный отбор прошлых и актуальных норм, ценностей, идеалов как символов идентичности) и тезаурус (предварительная осведомленность, степень развития, способность воспринимать и генерировать информацию).
Перечисленные социокультурные феномены, которые реализуют V.
историческую преемственность и поддерживают социальные системы в период становления новой
массовой культуры, испытывают воздействие факторов, связанных с «виртуализацией» и сетевой логикой формирующегося общества.
Это роль информации (уровень технического развития общества), мгновенный доступ к ее источникам (отсюда значимость СМИ, Интернета), обеспечивающий интеграцию и межсетевое взаимодействие, формирование коллективного интеллекта на основе диалога культур, отдельных индивидов.
Это в свою очередь изменяет соотношение между традициями и новациями, способствуя социализации интеллекта каждой личности, понимания новых норм и ценностей (не
всегда лучших образцов).
Функциональная значимость перечисленных факторов в их коммуникативности, обеспечивающей информационное множество как условие для избирательного отбора информации.

Национально-культурный менталитет, «интеллект, культурные традиции и человек это», на наш взгляд, основополагающие составляющие развития будущей массовой культуры.
Чем сильнее культурная традиция, чем дольше она сохранялась, тем больше возможностей для развития
[стр. 58]

Следует отметить, что в синергетической терминологии культурные смыслы можно рассматривать как параметры порядка.
Разрабатывая концепцию параметров порядка в культуре, О.Н.
Астафьева предлагает выделить два типа: специальные и общие1; в диссертационном исследовании И.Н.Рыбаковой параметры порядка определены как короткоживущие и долгоживущие2.
Мы считаем, что внимание исследователей к категории трансляция нс случайно, именно трансляция поддерживает гомеостатическое ядро культуры, се традиции, долгоживущие параметры порядка, является стабилизирующим регулятором общественного устройства в контексте бесконечного множества случайных взаимодействий.
В интерпретации И.А.
Саяпиной трансляция в культуре «особый вид коммуникации, смысл которой сводится к движению знаний и опыта в социокультурном времени, целенаправленно осуществляемой социальным субъектом»3.
Автор предлагает рассматривать в качестве синонимов трансляцию и наследование, т.с.
трансляцию и передачу, усвоение от поколения к поколению социального опыта, представленного образцами, традициями, обрядами, нормами,принципами.
На наш взгляд, односторонность «наследования» не означает абсолютной пассивности реципиента, консервативности простого воспроизводства информации в силу того, что изменяется контекст воспринимаемой информации, влияющий на ее понимание, объяснение.
В процесс трансляции включаются исторически устойчивые характеристики культуры, долгоживущие параметры порядка, которые в период социальных трансформаций подвергаются воздействию образующихся, новых культурных смыслов.
Учитывая принятое в контексте нашего исследования понятие культуры как общих принципов смыслообразования и смыслообмена, для
опредсле1 См.: Астафьева О.Н.
Параметры порядка социокультурного пространства / Синергетика.
Человек.
Общество.
М.: РАГС, 2000.СД48-250.
2 Рыбакова ИН.
Становление современной информационной культуры в системе государственного управления.
Диссертация канд.
социол.
Наук.
М., 2002.С.85.
3 Саяпииа И.А.
Информация, коммуникация, трансляция в социокультурных процессах современного общества.
Авгорсф.
дисс...доктора культурологии.
Краснодар, 2001.С.21.
58

[стр.,59]

ния специфики новой информационной культуры необходимо выделить трансформирующиеся культурные смыслы современного общества.
К ним следует отнести национально-культурный менталитет (система
мировое•* приятия, миропонимания), традиции (осуществленный отбор прошлых и актуальных норм, ценностей, идеалов как символов идентичности) и тезаурус (предварительная осведомленность, степень развития, способность воспринимать и генерировать информацию).
«Менталитет совокупность архетипических догматов, символов, мифов, стереотипов национального мышления, особенностей глубинной психологии и фундаментальных, устойчивых черт характера данного этноса, суперэтноса»1.
Основные смыслы, реальные качества менталитета в диссертационном исследовании Т.С.
Корнеевой определены через «социальность, историчность, принадлежность к конкретному социуму, самоидентификацию, многослойность»1 2.
Перечисленные социокультурные феномены (долгоживущие парамет.
ры порядка), которые реализуют историческую преемственность и поддерживают социальные системы в период становления новой информационной культуры, испытывают воздействие короткоживущих параметров порядка, к * которым исследователи (И.Н.
Рыбакова) относят факторы, связанные с «виртуализацией», сетевой логикой формирующегося общества.
Это роль информации (уровень технического развития общества), мгновенный доступ к ее источникам (отсюда значимость СМИ, Интернета), обеспечивающий интеграцию и межсетевое взаимодействие, формирование коллективного интеллекта на основе диалога культур, отдельных индивидов.
Это в свою очередь изменяет соотношение между традициями и новациями, способствуя социализации интеллекта каждой личности, понимания новых норм и ценностей (не
п всегда лучших образцов).
* 1 Попов В Д Тайны информационной политики: социальный психоанализ информационных процессов.
М.: Нзд-во РЛГС, 2003.С 62.
2 Корнеева Т.С.
Менталитет как социо культурный феномен.
Автореферат...
каид филос на>к.Екатеринб>рг, 2001.-С.11.
59

[стр.,60]

Функциональная значимость перечисленных факторов в их коммуникативности, обеспечивающей информационное множество как условие для избирательного отбора информации.
Передача случайно возникшей информации постепенно повышает ее ценность посредством усиления смысловой нагрузки (в силу природы языка) актуальной идеи и синергии информации других индивидов.
В результате механизм внутренней самоорганизации образует новую системную упорядоченность, единство информационной культуры на основе согласованного действия разнообразных культурных смыслов; возрастающего множества источников информации.
Националыю-культурный менталитет, «интеллект, культурные традиции и человек это», на наш взгляд, «основополагающие составляющие развития будущей информационной культуры.
Чем сильнее культурная традиция, чем дольше она сохранялась, тем больше возможностей для развития
конкретной общности.
Исследование диалога интеллекта, культурных традиций и человека как модели развития будущей информационной культуры не только определяет особенности ее развития, но и создает условия для выяснения тех, принятых нами ограничений в способах передачи информации и моделирования внешнего мира, что и будет способствовать формированию будущей информационной культуры»1.
В связи с этим, Р.И.
Пшеничникова утверждает, что, по мнению многих ученых «именно идея внутреннего диалога связана с получением качественной полноценной информации и ее усвоением.
Можно предположить, что развитие диалогического общественного интеллекта обуславливает в свою очередь и развитие информационной культуры»1 2.
Таким образом, рассматриваемые нами социокультурные феномены существуют и изменяются в информационном единстве, т.е.
в движении информации, которое осуществляется через коммуникацию и трансляцию.
1 Пшеничникова Р.И.
Будущая информационная культура как диалог интеллекта, культурных традиций и человека.
// «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества».
(8-я Международная конференция «Крым 2001г.»)-Том I.
Изд.
ГПНТБ России.
М.: 2001 г.
С.444.
2 Пшеничникова Р.И.
Будущая информационная культура как дихтог интеллекта, культурных традиций и человека.
И «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества».
(8-я Между народная конференция «Крым 2001 г.»)-Том 1.
Изд.
ГПНТБ России.
М.: 2001г.-С.443.
60

[Back]