Проверяемый текст
Бурдуковская Людмила Петровна. Информационная культура и коммуникация (Диссертация 2004)
[стр. 118]

118 авторов говорят не просто о разных, но о совершенно противоположных вещах.
«Русская идея», «русская национальная идея», «российская идея», «Идея для России» и, наконец, «национальная идея» вот далеко не полный перечень используемых в процессе определений.
Каждое из них чаще всего имеет характерный оттенок смысла»161.
Представление «национальной идеи» в виде «консолидации общества, всех ветвей государственной власти и органов местного самоуправления для защиты и возрождения
России»162 163, говорит о том, что все перечисленное это не просто разные пути к поиску национальной идеи, но и совершенно разные идеи очень далекие от истинного сущностного понимания данной категории.
В то время как хрестоматийно данный термин включает в себя систематизированное обобщение национального сознания в его надвременном бытии.

Но сегодня «человек растерян, над ним доминирует чувство тревоги, интеллект оказывается бессильным, зона личной ответственности неопределенной.
Другими словами, как говорил один из самых ярких гуманистов XX века А.
Швейцер: «Человек теряет свою сущностную самость...».
В итоге утрачиваются чувство реальности и умение ориентироваться в жизни.
Немудрено, что в этих условиях формируется человек с расшатанной психикой, дезориентированный и дезорганизованный.
Что говорит об «утрате современным человеком своей духовности, базирующейся на ценностях гуманитарной
культуры»16'.
Негативные факторы, влияющие на становление и развитие информационной культуры общества, заставляют акцентировать внимание на средствах массовой информации (СМИ), как институциональной форме социокультурной коммуникации.
Так как от деятельности СМИ,
161 Щетинина 1-1.Анализ отношения российских СМИ к национальной идее.
/ Русский Журнал / Политика / 14 октября 2002.

V 162 Программа партии.
«Общенациональная российская политическая партия «СОЮЗ».
М.: 2001
//Ыр;Лу^лу.5оуи5.1Ч1 163 Кургузов В.Л.
Генезис антропологического знания (этюды лекционного курса): Учебное пособие.
Улан-Удэ: Изд.
ВСТТУ, 200!.
С.
206,209,211.
[стр. 75]

ваний о национальной идее на материале четырех российских газет.
Выбранные издания «Независимая газета», «Российская газета», «Советская Россия» и «Коммерсантъ».
Временной отрезок проведенных изысканий составил 6 лет с июня 1996 года по июнь 2002 года (в общей сложности проанализировано около 5000 экземпляров газет).
Один из предварительных выводов: импульс к формированию дискурса о национальной идее был дан властью.
В 1996 году во время президентских выборов Б.
Ельцина появился известный призыв президента к интеллигенции: требуется Идея для России.
Судя по полученным данным, с 1997 по 1999 год (на этот период пришелся пик публицистического интереса к национальной идее) по этому вопросу высказались большинство культовых персон из числа отечественной интеллигенции от Н.
Михалкова и Э.
Лимонова до М.
Ростроповича и Б.
Гребенщикова.
В результате полемики и в ходе разговора о «национальном» было подмечено, что «большинство авторов говорят не просто о разных, но о совершенно противоположных вещах.
«Русская идея», «русская национальная идея», «российская идея», «Идея для России» и, наконец, «национальная идея» вот далеко не полный перечень используемых в процессе определений.
Каждое из них чаще всего имеет характерный оттенок смысла»1.
Представление «национальной идеи» в виде «консолидации общества, всех ветвей государственной власти и органов местного самоуправления для защиты и возрождения
России»2, говорит о том, что все перечисленное это не просто разные пути к поиску национальной идее, но и совершенно разные идеи очень далекие от истинного сущностного понимания данной категории.
В то время как хрестоматийно данный термин включает в себя «систематизированное обобщение национального сознания в его надвременном бытии.

Суть составляет проблема смысла бытия данного народа этноса.
Содержание составляют следующие элементы: вопросы о «начале» историче1 Щетинина Н.
Анализ отношения российских СМИ к национальной идее.
/ Русский Журнал / Политика / 14 октября 2002.

2 Программа партии.
«Общенациональная российская политическая партия «СОЮЗ».
М.: 2001
//1шр.//\\л\'\у.$оуи$ги 75

[стр.,76]

ской судьбы народа; о его генетических истоках; об историческом будущем; о целях его существования; об исторической и культурной миссии; о его месте в мире; об отношениях с соседями; об основаниях его уникальности; об особенностях национального характера и др.
Национальная идея неизбежно имеет религиозный аспект, поскольку вероисповедование всегда выступает одним из мощных этноконсолидирующих факторов».1 Сегодня «человек растерян, над ним доминирует чувство тревоги, интеллект оказывается бессильным, зона личной ответственности неопределенной.
Другими словами, как говорил один из самых ярких гуманистов XX века А.
Швейцер: «Человек теряет свою сущностную самость.......
В итоге утрачиваются чувство реальности и умение ориентироваться в жизни.
Немудрено, что в этих условиях формируется человек с расшатанной психикой, дезориентированный и дезорганизованный».
Что говорит об «утрате современным человеком своей духовности, базирующейся на ценностях гуманитарной
культуры»2.
Негативные факторы, влияющие на становление и развитие информационной культуры общества, заставляют акцентировать внимание на средствах массовой информации (СМИ), как институциональной форме социокультурной коммуникации.
Так как от деятельности СМИ,
проявляющейся в реализации информационной, образовательной, социализирующей и социальноинтеграционной функции, зависит формирование будущей информационной культуры.
Информационно-образовательные потоки транслируют социальные нормы, образцы социальных ролей, при этом, не только регулируя мнения, но и инициируя социальные изменения.
Определенная социальная установка заставляет действовать в соответствии с оценочными комплексами.
«Методом подсознательного стимулирования» формируется отношение аудитории к явлениям окружающей действительности.
«Коммуникативная роль СМИ, как 1 Хоруженко К.М.
Культурология.
Энциклопедический словарь.
Ростов-на-Дону: Пзд: «Феникс», 19970331.
2 К>ргузов В Л.
Генезис антропологического знания (эгиды лекционного курса): Учебное пособие.
УланУдэ: Над.
ВСГТУ, 2001.
О 206,209,211.
76

[Back]