Проверяемый текст
Бурдуковская Людмила Петровна. Информационная культура и коммуникация (Диссертация 2004)
[стр. 119]

119 проявляющейся в реализации информационной, образовательной, социализирующей и социально-интеграционной функции, зависит формирование будущей массовой культуры.
Информационно-образовательные потоки транслируют социальные нормы, образцы социальных ролей, при этом, не только регулируя мнения, но и инициируя социальные изменения.
Определенная социальная установка заставляет действовать в соответствии с оценочными комплексами.
«Методом подсознательного стимулирования» формируется отношение аудитории к явлениям окружающей действительности.
«Коммуникативная роль СМИ, как
подчеркивает Дагбаев Э.Д., заключается в том, что любое сообщение социального характера призвано изменить установку или поведение аудитории»161.
Как следствие возможность социопсихологического манипулирования человеческой идентичностью, предоставляющая СМИ механизмы социокультурного контроля и управления.
При этом метод и язык, которые используются в СМИ при выполнении своих основных функций, играют очень важную роль.
Метод информационной диверсии принудительного навязывания информации преемнику (яркими примерами могут быть навязчивая реклама, пропаганда секса, насилия, пошлости на эстраде, безнравственности на телевидении) наносит моральный и физический ущерб особенно детям и ** молодому поколению.
«Язык вражды», глубоко просочившийся в сознание российских граждан и в СМИ, формирует образ врага-инородца, врагаиноверца, коварного, сильного, с хищными устремлениями.
«Все это падает на почву, удобренную мифами об особом пути и о национальной идее, а
164 Дагбаев Э.Д.
Воздействие региональных средств массовой информации на общественное
мление в контексте политической коммуникации// «Общественные перемены в Бурятии в условиях трансформации российского общества на рубеже веков».
Изд.
ВСГТУ.
У-Удэ: 2002.
С.
159
[стр. 13]

З.Р.Мэрдыгеева1 рассматривается как «главная характеристика формирующегося технологического постиндустриального общества», а категория «информация» подается как «глобальный процесс, связанный с кардинальными изменениями структуры и характера мирового экономического и социального развития».
СМИ как мощнейший инструмент целенаправленного конструирования политической реальности исследуется Э.Д.
Дагбаевым,1 2 который утверждает, что «коммуникативная роль средств массовой информации заключается в том, что любое сообщение социального характера призвано изменить установку или поведение аудитории».
Не менее интересна точка зрения С.Ю.
Лепехова: «Если СМИ активно воздействуют на социум, навязывая ему, или какой-то его части, определенную точку зрения...
то они не могут претендовать на объективное и беспристрастное отражение мнения этого общества»3.
Вместе с тем, в трудах ученых Бурятии тема информационной культуры в деятельности СМИ затрагивается лишь фрагментарно, специальных исследований по теме данной диссертации не проводилось.
Таким образом, анализ степени научной разработанности социокультурных явлений свидетельствует, с одной стороны о разнообразии исследовательских подходов, основанных на полифункциональности и многозначности коммуникационных процессов, а с другой, об отсутствии специальных исследований, посвященных феномену информационной культуры в контексте деятельности СМИ Бурятии.
Объект исследования информационная культура как одна из важнейших морфологических единиц целостной системы культуры.
1 См.: Мэрдыгссв.
З.Р.
О некоторых аспектах использования информационных технологий в практике управления //Соврсменая кадровая политика Р.Б.: Сборник докладов и сообщений семинара, 30 сент.-1 окт.1999.
Улан-Удэ.: 2000.
С.80-89.
2 См.: Дагбаев Э.Д.
Воздействие региональных средств массовой информации на общественное
мнение в контексте политической комм)Ш1кации.
//Общественные перемены Бурятии в условиях трансформации российского общества на рубеже веков / Сборник статей.
СО РАН, инст.
Монголоведения, буддологии и тибетологии.
Изд.
ВСГТУ.
Улан-удэ.: 2002.
С 159-166.; Дагбаев Э.Д.
Средства массовой информации: динамические модели политической коммуникации/Монография.-Улан-удэ.: Изд.
БГУ-2004.-268с.
1 См.: Лепехов.
С.Ю.
Влияние средств массовой информации на общественное мнение.
//Общественные перемены Бурятии в условиях трансформации российского общества на рубеже веков.
/ Сборник статей.
СО РАН, инст.
монголоведения, буддологии и тибетологии.
Изд.
ВСГТУ.
Улан-удэ.: 2002.
С.
129-134.
13

[стр.,76]

ской судьбы народа; о его генетических истоках; об историческом будущем; о целях его существования; об исторической и культурной миссии; о его месте в мире; об отношениях с соседями; об основаниях его уникальности; об особенностях национального характера и др.
Национальная идея неизбежно имеет религиозный аспект, поскольку вероисповедование всегда выступает одним из мощных этноконсолидирующих факторов».1 Сегодня «человек растерян, над ним доминирует чувство тревоги, интеллект оказывается бессильным, зона личной ответственности неопределенной.
Другими словами, как говорил один из самых ярких гуманистов XX века А.
Швейцер: «Человек теряет свою сущностную самость.......
В итоге утрачиваются чувство реальности и умение ориентироваться в жизни.
Немудрено, что в этих условиях формируется человек с расшатанной психикой, дезориентированный и дезорганизованный».
Что говорит об «утрате современным человеком своей духовности, базирующейся на ценностях гуманитарной культуры»2.
Негативные факторы, влияющие на становление и развитие информационной культуры общества, заставляют акцентировать внимание на средствах массовой информации (СМИ), как институциональной форме социокультурной коммуникации.
Так как от деятельности СМИ, проявляющейся в реализации информационной, образовательной, социализирующей и социальноинтеграционной функции, зависит формирование будущей информационной культуры.
Информационно-образовательные потоки транслируют социальные нормы, образцы социальных ролей, при этом, не только регулируя мнения, но и инициируя социальные изменения.
Определенная социальная установка заставляет действовать в соответствии с оценочными комплексами.
«Методом подсознательного стимулирования» формируется отношение аудитории к явлениям окружающей действительности.
«Коммуникативная роль СМИ, как
1 Хоруженко К.М.
Культурология.
Энциклопедический словарь.
Ростов-на-Дону: Пзд: «Феникс», 19970331.
2 К>ргузов В Л.
Генезис антропологического знания (эгиды лекционного курса): Учебное пособие.
УланУдэ: Над.
ВСГТУ, 2001.
О 206,209,211.
76

[стр.,77]

подчеркивает Дагбаев Э.Д., заключается в том, что любое сообщение социального характера призвано изменить установку или поведение аудитории»1.
Как следствие возможность социопсихологического манипулирования человеческой идентичностью, предоставляющая СМИ механизмы социокультурного контроля и управления.
При этом метод и язык, которые используются в СМИ при выполнении своих основных функций, играют очень важную роль.
Метод информационной диверсии принудительного навязывания информации преемнику (яркими примерами могут быть навязчивая реклама, пропаганда секса, насилия, пошлости на эстраде, безнравственности на телевидении) наносит моральный и физический ущерб особенно детям и молодому поколению.
«Язык вражды», глубоко просочившийся в сознание российских граждан и в СМИ, формирует образ врага-инородца, врага-иноверца, коварного, сильного, с хищными устремлениями.
«Все это падает на почву, удобренную мифами об особом пути и о национальной идее, а
оправданием на все случаи жизни служит вечное «умом Россию не понять»2.
Справедливости ради нужно отметить, что люди, живущие в глубинке России, более внимательно относятся к понятиям морали и нравственности, к вопросу о настоящем и будущем своих детей, а, следовательно, и своей страны.
СМИ республики Бурятия выгодно отличаются от СМИ России тем, что наши «материалы более взвешены, более гуманны, более патриотичны и конструктивны».3 В качестве примера высокой духовности можно привести авторскую программу Л.
Бочановой «Человек» (БГТРК), все передачи которой посвящены поиску той самой «сущностной самости», о которой и писал когда-то А.Швейцер.
В сюжетах заложен глубокий философский смысл о предназна1 Дагбаев Э Д.
Воздействие региональных средств массовой информации на общественное
мнение в контексте политической коммуникаций/ «Общественные перемены в Б>рятии в >словиях трансформации российского общества на рубеже веков».
Изд.
ВСГТУ.
У-Удэ: 2002.
С.159.

2 Асмолов А.
(факультет психологии МГУ) выступление на Конференции «Язык вражды в российских СМИ».
Центральный дом журналиста 2 ноября 2002г.
3 Кургучов В Л.
«О роли СМИ в формировании культ>ры личности» / Доклад на заседании Совета по культуре и иск)сству при Президенте РБ / апрель 2004г.
77

[Back]