Проверяемый текст
Бурдуковская Людмила Петровна. Информационная культура и коммуникация (Диссертация 2004)
[стр. 123]

обеспечивающих извлечение из многообразия информационных сигналов только нужных для данной системы170.
В результате наличный тезаурус культуры, воспринимая и концентрируя ценную информацию, способствует формированию нового иерархического уровня социокультурной системы, т.е.
реализует историческую коммуникацию.
Исходя из этих рассуждений, пространственно-временная связь, выраженная в ментальности, традициях и тезаурусе (преемственность при модификации, трансформации в соответствии с новыми реалиями) это содержательно-системообразующий фактор культуры социума, реализуемый в современных условиях тотальными, социокультурными коммуникациями.
Внутренние (содержательность, тематическая дифференциация) и внешние (формообразование) метаморфозы социокультурной коммуникации свидетельствуют о процессах саморазвития данного относительно устойчивого и целостного образования.
Оно не только испытывает определенное воздействие извне, но и само оказывает повседневное влияние на различные стороны социальной жизни, порождая опасность «психологической монополии» масс-медиа.
Масскоммуникационная специфика телекоммуникационных и информационных технологий в краткой форме отражена в маклюэновской конфигурации: само средство коммуникации и есть сообщение.
С одной стороны,
фактом своего существования коммуникация обуславливает особенности социального и личностного бытия, специфические черты функционирования иных средств коммуникации, а с другой стороны, коммуникация сама испытывает многообразные ответные влияния (посредством интерактивной связи, общественных действий, учета целевой аудитории).
При этом индустриализация средств коммуникации изменяет не только технологические условия приема и отправки, но и смыслообразующий компонент сообщения, блок значений, предназначенных
;0 См.: Ратиев В.В.
Информация в пространственно-временном континууме культуры.
Диссертация
канд.
филос.
наук.
Ростов-на-До ну, 2000.

С.9, 29.
[стр. 36]

формации, транслируемой через эти носители»1.
В цивилизационном контексте «информационная культура это методика, методология и мировоззрение Л общества эпохи информатизации» .
В диссертационном исследовании Н.Л.
Водопьяновой информационная культура рассматривается как «процесс, эволюционирующий в обществе в поиске наиболее оптимальных форм взаимодействия, затрагивая мировоззренческие, когнитивные, морально-этические, психологические, социальные и технологические аспекты распространения информации в обществе и использования се индивидом»* 2 3.
Рассматривая становление информационной культуры как самостоятельного научного направления и образовательной практики, Н.И.
Гендина предлагает применить понятие «информационная культура» «ко всему многообразию знаний, умений и самостоятельных действий человека при работе в такой глобальной сфере, как информации и современные информационные технологи»4.
По мнению ученого понятие информационная культура включает в себя такие компоненты, как: информационная грамотность «качество информационной подготовки человека» или «способность своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию»; компьютерная грамотность «совокупность знаний и умений, позволяющих человеку использовать ЭВМ в своей профессиональной деятельности и повседневной жизни», но по ее мнению это не дает полного представления об информационной культуре.
Поэтому исследователь данного феномена предлагает использовать более емкое понятие «информационная культура личности» и представляет его как «совокупность информационного мировоззрения, системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению инди’Ратиев В.В.
Информация в пространственно-временном континууме культуры / Диссертацияканд.
филос .наук.
Ростов-на-Дону: 2000.С.115.

2 3>бов Ю С., Следнсвз Н.Л.
Человек в пространстве и времени: информационный аспект проблемы / Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее.
Краснодар: 1996.
-С.16.
Водопьянова Н.Л.
Информационная культура как фактор взаимодействия общественного и индивидуального.
Диссертация канд.филос наук.
Ставрополь: 2001.С.25.
4 Гендина НИ.
Информационная грамотность или информационная культура: атьтернагива или единство.
Ыф.//сопПГар.ср1С.т'цр1оас1'$рЛ2004/гсроп$Л1окЫ 36

[стр.,80]

контексте информационной культуры, порождая множественность случайностей и потенциальных векторов развития в периоды социальных изменений.
В «переходном» состоянии информационного выбора, система опирается на тезаурус как информационную характеристику внутренней организации, который, во-первых, помогает моделировать организованность систем более высокого иерархического ранга путем избирательного восприятия и накопления ценной информации.
Во-вторых, этот выбор обуславливает потребность в новых каналах и носителях информации, обеспечивающих извлечение из многообразия информационных сигналов только нужных для данной системы1.
В результате наличный тезаурус культуры, воспринимая и концентрируя ценную информацию, способствует формированию нового иерархического уровня социокультурной системы, т.е.
реализует историческую коммуникацию.
Исходя из этих рассуждений, пространственно-временная связь, выраженная в ментальности, традициях и тезаурусе (преемственность при модификации, трансформации в соответствии с новыми реалиями) это содержательно-системообразующий фактор культуры социума, реализуемый в современных условиях тотальными, социокультурными коммуникациями.
Внутренние (содержательность, тематическая дифференциация) и внешние (формообразование) метаморфозы социокультурной коммуникации свидетельствуют о процессах саморазвития данного относительно устойчивого и целостного образования.
Оно не только испытывает определенное воздействие извне, но и само оказывает повседневное влияние на различные стороны социальной жизни, порождая опасность «психологической монополии» масс-медиа.
Масскоммуникационная специфика телекоммуникационных и информационных технологий в краткой форме отражена в маклюэновской конфигурации: само средство коммуникации и есть сообщение.
С одной стороны,
1 См.: Ратиев В.В.
Информация в пространственно-временном континууме культуры.
Диссертация
капа, фнлос.
наук.
Ростов-на-Дону, 2000.
С.9,29.
80

[стр.,81]

фактом своего существования коммуникация обуславливает особенности социального и личностного бытия, специфические черты функционирования иных средств коммуникации, а с другой стороны, коммуникация сама испытывает многообразные ответные влияния (посредством интерактивной связи, общественных действий, учета целевой аудитории).
При этом индустриализация средств коммуникации изменяет не только технологические условия приема и отправки, но и смыслообразующий компонент сообщения, блок значений, предназначенных
для информационного обмена.
Отсюда актуальность выделения основных, признаков формирования, функционирования и дифференциации социокультурных коммуникаций в современном массмедийном пространстве: интенциональность, доминирование, открытость, сингрессия.
Для более детального рассмотрения выделенных признаков, необходимо акцентировать внимание на следующем: 1.
Как известно, изначально невозможно коммуникационное взаимодействие с нулевым уровнем информационного содержания, однако практика функционирования СМИ допускает «раскручивание» сообщений с предельно малым количеством информации, содержательно не значимых или не достоверных информационных единиц.
Тем не менее, участники массового коммуникативного процесса воспринимают сообщение как прямое отражение реальности, интерпретируя его в понятиях «правды» или «лжи».
Следовательно, значимой является не просто смысловая нагрузка сообщения, а намерение.
Интенция формирует программу (с учетом социальной роли и психологического состояния реципиента, коммуникативной ситуации в целом), а тем самым и реальное выражение сообщения.
Иначе говоря, есть сообщение есть событие (даже если его нет).
2.
С учетом того, что в процессе коммуникации можно выделить доминирующую сторону, управляющую коммуникационным процессом, и пассивного участника (как правило, реципиента), ограничивающегося восприятием исходного сообщения, вторым существенным признаком, характеризую81

[Back]