Проверяемый текст
Климова Людмила Евгеньевна. Массовая культура и личность (Диссертация 2005)
[стр. 132]

информационный мономир, особую «инфосферу», обладающую чертами глобальности, как принципиально новую среду пребывания современного человека.
Ее отличительными особенностями становятся универсальность и тотальность распространения.
Современная культура трансформировалась из культуры книги в культуру экрана, что самым непосредственным образом отразилось на особенностях мышления, где сознание стало выступать как клиповое, опирающееся на эмоциональное, но не интеллектуальное постижение идеи.
Зрительный эмоциональный
образ, картинка, клише схватывается сознанием быстрее и легче, этот процесс не требует интеллектуального напряжения, именно поэтому телевизионные образы и имиджи политиков, представленные в формате экрана, обретают особую полноту влияния на массовое сознание и возможность манипулирования им, именно телевизионная картинка «более эффективна в своем разрушительном воздействии на способность суждения, то есть на способность человека IЯI самостоятельно мыслить» .
Поэтому и в эпоху информационной культуры книга сохраняет свою способность являться, по сути, единственным носителем содержания национальной культуры, средством ее сохранения и наиболее адекватным способом приобщения к ней.
Здесь также необходимо учитывать, что специфическим качеством
информационного потока является его избыточность и фрагментарность.
Обилие информации неизбежно приводит к поверхностности сначала восприятия, затем, возможно, и мышления.

Ощущение «потерянности» и «удрученности» охватывающее современного человека, имеющего доступ к многотомным энциклопедическим изданиям, причем-и в цифровом формате, ко всем художественным феноменам, пусть и в электронном виде, П.
Валери сравнивает с тем, которое охватывает человека в музее.
Здесь «продукция бесчисленных часов, потраченных столькими мастерами на рисование и
б Межуев М.
Феномен книги и национальное в культуре // Общество и книга: от Гуттенберга до Интернета.
М., 2001.
С.
98.
[стр. 38]

38 природу как явления относящегося к потреблению или, точнее, к бытовому потреблению»'.
Характер культурного развития тип социальных связей и взаимодействий, стратегии получения, хранения и трансляции информации, особенности преемственности во многом обусловлены спецификой доминирующей в данный исторический период коммуникации.
В рамках стратегии омассовления, выступающей в качестве ведущей в информационном обществе, большинство культурных феноменов подчиняется закону тиражируемости, серийности, дублирования.
Специфика коммуникативных стратегий влияет и на качество культурной политики, и на методы репродуцирования и распространения культуры, и на творческие методы, а также на идеологию и экономику, проявляющие способность развиваться в «виртуальном варианте».
Особый статус информации изначально определяется ее функцией в механизмах культурного творчества, где отчужденное от индивидуального носителя знание превращается в информацию, обобществляемую в системе коммуникации, а качество социализации определяется именно количеством получаемой информации.
По мнению исследователей, картина мира современного человека состоит из знаний, приобретенных посредством собственного опыта, лишь на 10-15 %.
Основным же каналом получения информации, способом приобщения к миру и его событиям, посредником в формировании культуры, а также важнейшим фактором, трансформирующим всю систему духовного производства, являются именно средства массовой коммуникации, творящие некий информационный мономир, особую «инфосферу», обладающую чертами глобальности, как принципиально новую среду пребывания современного человека.
Ее отличительными особенностями становятся универсальность и тотальность распространения.
Современная культура трансформировалась из культуры книги в культуру экрана, что самым непосредственным образом отразилось на особенностях мышления, где сознание стало выступать как клиповое, опирающееся на эмоциональное, но не интеллектуальное постижение идеи.
Зрительный эмоцио'
Cultures.
1983.
№4.
Р.
38-39.


[стр.,39]

39 нальный образ, картинка, клише схватывается сознанием быстрее и легче, этот процесс не требует интеллектуального напряжения, именно поэтому телевизионные образы и имиджи политиков, представленные в формате экрана, обретают особую полноту влияния на массовое сознание и возможность манипулирования им, именно телевизионная картинка «более эффективна в своем разрушительном воздействии на способность суждения, то есть на способность человека самостоятельно мыслить»'.
Поэтому и в эпоху информационной культуры книга сохраняет свою способность являться, по сути, единственным носителем содержания национальной культуры, средством ее сохранения и наиболее адекватным способом приобщения к ней.
Здесь также необходимо учитывать, что специфическим качеством
самой информации (в отличие от знания) является ее избыточность и фрагментарность.
Обилие информации неизбежно приводит к поверхностности сначала восприятия, затем, возможно, и мышления.

Ощуш;ение «потерянности» и «удрученности» охватывающее современного человека, имеющего доступ к многотомным энциклопедическим изданиям, причем и в цифровом формате, ко всем художественным феноменам, пусть и в электронном виде, П.
Валери сравнивает с тем, которое охватывает человека в музее.
Здесь «продукция бесчисленных часов, потраченных столькими мастерами на рисование и
живопись, обрушивается в несколько мгновений на ваши разум и чувства».
Под влиянием «этого бремени» «мы становимся поверхностными.
Или же делаемся эрудитами» .
Постепенно усложняющаяся структура окружающего мира, ускоряющиеся в нем изменения, приводят к все большей зависимости человека от массовой коммуникации, которая создает с помощью специфических средств «виртуальную реальность».
Широко распространено мнение о том, что массовая коммуникация является трагедией современности.
Она навязывает человеку стереотипы мышления, поведения, лишает его стремления к творчеству.
Развитие индивидуальной ' Межуев М.
Феномен книги и национальное в культуре // Общество и книга: от Гуттенберга до Интернета.
М., 2001.
С.
98.
^
Валери П.
Проблема музеев // Об искусстве.
М., 1993.
С.
207.

[Back]