Проверяемый текст
Климова Людмила Евгеньевна. Массовая культура и личность (Диссертация 2005)
[стр. 133]

живопись, обрушивается в несколько мгновений на ваши разум и чувства».
Под влиянием «этого бремени» «мы становимся поверхностными.
Или же делаемся эрудитами»18".
Постепенно усложняющаяся структура окружающего мира, ускоряющиеся в нем изменения, приводят ко все большей зависимости человека от
каждодневного потока информации, которая создает с помощью специфических средств «виртуальную реальность».
Широко распространено мнение о том, что массовая коммуникация является трагедией современности.
Она навязывает человеку стереотипы мышления, поведения, лишает его стремления к творчеству.
Развитие индивидуальной
техники, мобильных средств связи приводит к изменению, трансформации форм не только культурного, но и просто межличностного общения.
На место практически ушедшему в небытие эпистолярному жанру пришел
Интернет, электронная почта, не говоря уже о телефоне, без которого современный человек себя плохо представляет.
Беседы и дискуссии в кругу семьи и друзей прочно заменены совместным просмотром фильмов, телепрограмм, снижается интерес к традиционным видам искусства.
Электронные средства трансформировали не только профессиональную, но и коренным образом изменили досуговую деятельность.
Нет необходимости не только
посещать театры, концерты, выставки, т.к.
все это легко воспроизвести, обратившись к техническим средствам.
Но и
обращение к книге, как классическому источнику информации, являющейся самой по себе выражением материальной и духовной культуры своего времени, становится все более редким.
На место книжных страниц пришли электронные носители и компьютерные сети, позволяющие не выходя из дома побывать в фондах библиотеки или научного института и т.д.
Но
информационные потоки это лишь способ распространения информации, а характер, направленность, ценности, передаваемые ими, во 182 182 Валери П.
Проблема музеев //Об искусстве.
М., 1993.
С.
207.
[стр. 39]

39 нальный образ, картинка, клише схватывается сознанием быстрее и легче, этот процесс не требует интеллектуального напряжения, именно поэтому телевизионные образы и имиджи политиков, представленные в формате экрана, обретают особую полноту влияния на массовое сознание и возможность манипулирования им, именно телевизионная картинка «более эффективна в своем разрушительном воздействии на способность суждения, то есть на способность человека самостоятельно мыслить»'.
Поэтому и в эпоху информационной культуры книга сохраняет свою способность являться, по сути, единственным носителем содержания национальной культуры, средством ее сохранения и наиболее адекватным способом приобщения к ней.
Здесь также необходимо учитывать, что специфическим качеством самой информации (в отличие от знания) является ее избыточность и фрагментарность.
Обилие информации неизбежно приводит к поверхностности сначала восприятия, затем, возможно, и мышления.
Ощуш;ение «потерянности» и «удрученности» охватывающее современного человека, имеющего доступ к многотомным энциклопедическим изданиям, причем и в цифровом формате, ко всем художественным феноменам, пусть и в электронном виде, П.
Валери сравнивает с тем, которое охватывает человека в музее.
Здесь «продукция бесчисленных часов, потраченных столькими мастерами на рисование и живопись, обрушивается в несколько мгновений на ваши разум и чувства».
Под влиянием «этого бремени» «мы становимся поверхностными.
Или же делаемся эрудитами» .
Постепенно усложняющаяся структура окружающего мира, ускоряющиеся в нем изменения, приводят к все большей зависимости человека от
массовой коммуникации, которая создает с помощью специфических средств «виртуальную реальность».
Широко распространено мнение о том, что массовая коммуникация является трагедией современности.
Она навязывает человеку стереотипы мышления, поведения, лишает его стремления к творчеству.
Развитие индивидуальной '
Межуев М.
Феномен книги и национальное в культуре // Общество и книга: от Гуттенберга до Интернета.
М., 2001.
С.
98.
^ Валери П.
Проблема музеев // Об искусстве.
М., 1993.
С.
207.


[стр.,40]

40 техники, мобильных средств связи приводит к изменению, трансформации форм не только культурного, но и просто межличностного общения.
На место практически ушедшему в небытие эпистолярному жанру при
xf шел Интернет, электронная почта, не говоря уже о телефоне, без которого современный человек себя плохо представляет.
Беседы и дискуссии в кругу семьи и друзей прочно заменены совместным просмотром фильмов, телепрограмм, снижается интерес к традиционным видам искусства.
Электронные средства трансформировали не только профессиональную, но и коренным образом изменили досуговую деятельность.
Нет необходимости не только
посеш;ать театры, i^ концерты, выставки, т.к.
все это легко воспроизвести, обратившись к техническим средствам.
Но и
обраш;ение к книге, как классическому источнику информации, являющейся самой по себе выражением материальной и духовной культуры своего времени, становится все более редким.
На место книжных страниц пришли электронные носители и компьютерные сети, позволяющие не выходя из дома побывать в фондах библиотеки или научного института и т.д.
^ Но
средства массовой коммуникации это лишь способ распространения информации, а характер, направленность, ценности, передаваемые ими, во многом зависят непосредственно от коллективного коммуникатора, создающего культуру.
СМК могут сделать достоянием миллионов, например, как концерт оперных мастеров, так и сцены жесткости и насилия боевиков.
Так встает вопрос о моральной ответственности той немногочисленной группы создателей образцов культуры за ее качество и влияние на нравственный облик будущего.
Т.
Адорно считает, что польза или вред техники зависит от того, как она используется обществом: «В обществе, устроенном соответственно человеческому достоинству, техника не только была бы освобождающим фактором, но и обрела бы сама себя»Ч А по мнению Д.
Нэсбитта, изучающего и прогнозирующего тенденции мирового развития, взаимоотношения человека и техники выглядят вполне оптимистично: «Компьютеры, спутниковая телефонная связь, те ' Адорно Т.
О технике и гуманизме // Философия техники в ФРГ.
М., 1989.
С.367-370.

[Back]