134 многом зависят непосредственно от коллективного коммуникатора, создающего культуру. СМК могут сделать достоянием миллионов, например, как концерт оперных мастеров, так и сцены жесткости и насилия боевиков. Так встает вопрос о моральной ответственности той немногочисленной группы создателей образцов культуры за ее качество и влияние на нравственный облик будущего. Т. Адорно считает, что польза или вред техники зависит от того, как она используется обществом: «В обществе, устроенном соответственно человеческому достоинству, техника не только была бы освобождающим фактором, но и обрела бы сама себя»183. А по мнению Д. Нэсбитта, изучающего и прогнозирующего тенденции мирового развития, взаимоотношения человека и техники выглядят вполне оптимистично: «Компьютеры, спутниковая телефонная связь, телефаксы наделяют человека властью, а не угнетают его, как этого боялись раньше»184. Необходимо отметить изменения уже в самой массовой культуре, которые происходят под воздействием технического прогресса. Это неуклонное, поступательное движение от легкой музыки, кино и лубка к возникновению виртуальной реальности и Интернета. Множительная техника, имея положительное культурно-просветительское воздействие, в тоже время открыла широкий канал для бульварной литературы, газет, эстетически сомнительных образцов популярной культуры. В наше время, очевидно, что это не предел. Компьютерные сети, окутывающие планету, со скоростью, многократно превышающей выход в свет печатной продукции, несут информацию, тиражируют новые культурные образцы, создают альтернативные формы развлечений (например, сетевые компьютерные игры) формируют в конечном итоге новый тип мышления и сознания человека. 183 Адорно Т. О технике и гуманизме // Философия техники в ФРГ. М., 1989. С.367-370 ш Нэсбитт Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: Год 2000. М., 1992. С. 348. |
40 техники, мобильных средств связи приводит к изменению, трансформации форм не только культурного, но и просто межличностного общения. На место практически ушедшему в небытие эпистолярному жанру при xf шел Интернет, электронная почта, не говоря уже о телефоне, без которого современный человек себя плохо представляет. Беседы и дискуссии в кругу семьи и друзей прочно заменены совместным просмотром фильмов, телепрограмм, снижается интерес к традиционным видам искусства. Электронные средства трансформировали не только профессиональную, но и коренным образом изменили досуговую деятельность. Нет необходимости не только посеш;ать театры, i^ концерты, выставки, т.к. все это легко воспроизвести, обратившись к техническим средствам. Но и обраш;ение к книге, как классическому источнику информации, являющейся самой по себе выражением материальной и духовной культуры своего времени, становится все более редким. На место книжных страниц пришли электронные носители и компьютерные сети, позволяющие не выходя из дома побывать в фондах библиотеки или научного института и т.д. ^ Но средства массовой коммуникации это лишь способ распространения информации, а характер, направленность, ценности, передаваемые ими, во многом зависят непосредственно от коллективного коммуникатора, создающего культуру. СМК могут сделать достоянием миллионов, например, как концерт оперных мастеров, так и сцены жесткости и насилия боевиков. Так встает вопрос о моральной ответственности той немногочисленной группы создателей образцов культуры за ее качество и влияние на нравственный облик будущего. Т. Адорно считает, что польза или вред техники зависит от того, как она используется обществом: «В обществе, устроенном соответственно человеческому достоинству, техника не только была бы освобождающим фактором, но и обрела бы сама себя»Ч А по мнению Д. Нэсбитта, изучающего и прогнозирующего тенденции мирового развития, взаимоотношения человека и техники выглядят вполне оптимистично: «Компьютеры, спутниковая телефонная связь, те ' Адорно Т. О технике и гуманизме // Философия техники в ФРГ. М., 1989. С.367-370. 41 РОССИЙСКАЯ ГОСУДЛГСТБШПАЯ EUBJlHOTifivi лефаксы наделяют человека властью, а не угнетают его, как этого боялись раньше»^ Необходимо отметить изменения уже в самой массовой культуре, кото1£ 1 рые происходят под воздействием технического прогресса. Это неуклонное, поступательное движение от легкой музыки, кино и лубка к возникновению виртуальной реальности и Интернета. Множительная техника, имея положительное культурно-просветительское воздействие, в тоже время открыла широкий канал для бульварной литературы, газет, эстетически сомнительных образцов популярной культуры. В наше время, очевидно, что это не предел. Компьютер'th ные сети, окутываюш,ие планету, со скоростью, многократно превышаюш,ей выход в свет печатной продукции, несут информацию, тиражируют новые культурные образцы, создают альтернативные формы развлечений (например, сетевые компьютерные игры) формируют в конечном итоге новый тип мышления и сознания человека. Таким образом, создание масс-медиа, массовой коммуникации является 4^ базой формирования массовой культуры и ее развития. Причем сами по себе технические изобретения не приводят к созданию нового социума. Социально-экономическое развитие общества приводит к появлению новых потребностей у личности, которые призваны удовлетворять современные формы массовой культуры. Но это лишь с одной стороны. С другой, как уже отмечалось, развитие технологий, в том числе, коммуникационных, наряду с уже существующими СМК; прессой, кино, радио, вызывает к жизни новые средства массовой коммуникации, рождающие новые формы и виды в структуре массовой культуры. К таким феноменам относятся прежде всего телевидение и глобальная информационная сеть Интернет. Среди масс-медийных и имиджевых технологий, получивших бурное развитие в последние десятилетия XX столетия, особое место занимает телевидение. Из всех информационных технологий, оно, пожалуй, наиболее полно и яр' Нэсбитт Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: Год 2000. М., 1992. С.348. |