135 Таким образом, создание масс-медиа, массовой коммуникации является базой формирования массовой культуры и ее развития. Причем сами по себе технические изобретения не приводят к созданию нового социума. Социально-экономическое развитие общества приводит к появлению новых потребностей у личности, которые призваны удовлетворять современные нормы массовой культуры. Но это лишь с одной стороны. С другой, как уже отмечалось, развитие технологий, в том числе . коммуникационных, наряду с же существующими СМК: прессой, кино, радио, вызывает к жизни новые средства массовой коммуникации, рождающие новые формы и виды в структуре массовой культуры. К таким феноменам относятся, прежде всего, телевидение глобальная информационная сеть Интернет. Среди масс-медийных и имиджевых технологий, получивших бурное развитие в последние десятилетия XX столетия, особое место занимает телевидение. Из всех информационных технологий, оно, пожалуй, наиболее полно и ярко передает атмосферу массовой культуры. Как справедливо . заметили канадские политологи А. Крокер и Д. Кук, телевидение это не только технический объект, но и «социальный аппарат, врывающийся в общество как символическая культурная форма относительной власти, действующая как симулякр электронных образов, преобразующих все в семиургический мир рекламы и власти... Телевидение есть реальный мир постмодер низма»18\ Следует отметить, что теоретическое рассмотрение телевидения было осуществлено Маюноэном в 60-х годах, когда в полной мере не были задействованы его технологические возможности, ввиду чего многие из высказываний американского социолога носили характер техно-пророчеств. Тем не менее, для нас крайне важно предложенное им понимание телевидения в единстве его физических, физиологических, психологических, * 185 Кгокег А., Соок О, Тке ро$1тос1егп зсепе: ЕхрептепЫ сиИнге апс! 1ирег ае$1кейс5. Р.268. |
41 РОССИЙСКАЯ ГОСУДЛГСТБШПАЯ EUBJlHOTifivi лефаксы наделяют человека властью, а не угнетают его, как этого боялись раньше»^ Необходимо отметить изменения уже в самой массовой культуре, кото1£ 1 рые происходят под воздействием технического прогресса. Это неуклонное, поступательное движение от легкой музыки, кино и лубка к возникновению виртуальной реальности и Интернета. Множительная техника, имея положительное культурно-просветительское воздействие, в тоже время открыла широкий канал для бульварной литературы, газет, эстетически сомнительных образцов популярной культуры. В наше время, очевидно, что это не предел. Компьютер'th ные сети, окутываюш,ие планету, со скоростью, многократно превышаюш,ей выход в свет печатной продукции, несут информацию, тиражируют новые культурные образцы, создают альтернативные формы развлечений (например, сетевые компьютерные игры) формируют в конечном итоге новый тип мышления и сознания человека. Таким образом, создание масс-медиа, массовой коммуникации является 4^ базой формирования массовой культуры и ее развития. Причем сами по себе технические изобретения не приводят к созданию нового социума. Социально-экономическое развитие общества приводит к появлению новых потребностей у личности, которые призваны удовлетворять современные формы массовой культуры. Но это лишь с одной стороны. С другой, как уже отмечалось, развитие технологий, в том числе, коммуникационных, наряду с уже существующими СМК; прессой, кино, радио, вызывает к жизни новые средства массовой коммуникации, рождающие новые формы и виды в структуре массовой культуры. К таким феноменам относятся прежде всего телевидение и глобальная информационная сеть Интернет. Среди масс-медийных и имиджевых технологий, получивших бурное развитие в последние десятилетия XX столетия, особое место занимает телевидение. Из всех информационных технологий, оно, пожалуй, наиболее полно и яр' Нэсбитт Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: Год 2000. М., 1992. С.348. 42 ко передает атмосферу массовой культуры. Как справедливо заметили канадские политологи А. Крокер и Д. Кук, телевидение это не только технический объект, но и «социальный аппарат, врывающийся в общество как символическая культурная форма относительной власти, действующая как симулякр электронных образов, преобразующих все в семиургический мир рекламы и власти... Телевидение есть реальный мир постмодернизма»^ Следует отметить, что теоретическое рассмотрение телевидения было осуществлено Маклюэном в 60-х годах, когда в полной мере не были задействованы его технологические возможности, ввиду чего многие из высказываний американского социолога носили характер техно-пророчеств. Тем не менее, для нас крайне важно предложенное им понимание телевидения в единстве его физических, физиологических, психологических, и социокультурных компонентов, так как именно в таком контексте может быть осмыслен образ ведущей имиджевой технологии, «электронного стилиста» постмодерного общества. Телевидению присущи следующие черты: фрагментарность, интертекстуальность, симуляция, плюралистичность. Фрагментарность применительно к телевидению конкретизируется в двух проявлениях: мозаичность и серийность. Рассмотрим их подробнее. 1. Мозаичность неотъемлемый способ конструирования, как телепрограмм, так и самого телеизображения. Уже структура телепрограммы, составленной из разнородных по всей тематике, качеству и продолжительности передач, говорит о ее раздробленном характере. В телевидении, начиная с 70-х годов, на передний план выходят мозаичность и коллаж в различных своих ипостасях, будь то фрагментарность как прием, «небрежная» архитектоника, резкие стыки метафоры и документа, или смешение жанров, тональностей и т.д.2. Как отмечал М.Маклюен, телевизионное изображение это плоская двухмерная мозаика, мозаичная сеть из цвета и пятен^ Сама технология ТВ' ЬСгокег А., Cook D, The postmodern scene: Experimental culture and hiper aesthetics. P.268. ^ См.: Копылова Р.К. Параллели. (Телевидение и художественное мышление технической эры) // Телевидение вчера, сегодня, завтра. М., 1982 С.34, ^См.: Маклюен М, Робкий гигант // Телевидение вчера, сегодня, завтра. М., 1987. С.171. |