136 и социокультурных компонентов, так как именно в таком контексте может быть осмыслен образ ведущего транслятора информационного потока. Телевидению присущи следующие черты: фрагментарность, интертекстуальность, симуляция, плюралистичность. Фрагментарность применительно к телевидению конкретизируется в двух проявлениях: мозаичность и серийность. Рассмотрим их подробнее. 1. Мозаичность неотъемлемый способ конструирования, как телепрограмм, так и самого телеизображения. Уже структура телепрограммы, составленной из разнородных по всей тематике, качеству и продолжительности передач, говорит о ее раздробленном характере. В телевидении, начиная с 70-х годов, на передний план выходят мозаичность и коллаж в различных своих ипостасях, будь то фрагментарность как прием, «небрежная» архитектоника, резкие стыки метафоры и документа, или смешение жанров, тональностей и т.д.186 Как отмечал М. Маклюен, телевизионное изображение это плоская двухмерная мозаика, мозаичная 187 сеть из цвета и пятен . Сама технология ТВ картинки определяет ее мозаичный, фрагментарный характер, ведь последняя не представляет единого целого, а состоит из многих светящихся, точек. То есть телевидение представляется особым языком декодированных потоков, в котором среди мозаичных фрагментов исчезает любая привилегированная субстанция, ведь в основе любого телевизионного образа лежит точка крайне абстрактный и идеальный по своей сути объект, для которого чужда любая оформленность и завершенность. Конечно, можно возразить, что нам, телезрителям, нет особого дела до каких-то точек, тем более которых мы и не замечаем, не говоря уж об их «магическом» воздействии. Но, если воспользоваться маклюэновской терминологией, телевидение это «соо! шесйа» 186 См.: Копылова Р.К. Параллели. (Телевидение и художественное мышление технической эры) // Телевидение вчера, сегодня, завтра. М., 1982 С.34 8, См.: Маклюен М. Робкий гигант//Телевидение вчера, сегодня, завтра. М., 1987. С. 17!. |
42 ко передает атмосферу массовой культуры. Как справедливо заметили канадские политологи А. Крокер и Д. Кук, телевидение это не только технический объект, но и «социальный аппарат, врывающийся в общество как символическая культурная форма относительной власти, действующая как симулякр электронных образов, преобразующих все в семиургический мир рекламы и власти... Телевидение есть реальный мир постмодернизма»^ Следует отметить, что теоретическое рассмотрение телевидения было осуществлено Маклюэном в 60-х годах, когда в полной мере не были задействованы его технологические возможности, ввиду чего многие из высказываний американского социолога носили характер техно-пророчеств. Тем не менее, для нас крайне важно предложенное им понимание телевидения в единстве его физических, физиологических, психологических, и социокультурных компонентов, так как именно в таком контексте может быть осмыслен образ ведущей имиджевой технологии, «электронного стилиста» постмодерного общества. Телевидению присущи следующие черты: фрагментарность, интертекстуальность, симуляция, плюралистичность. Фрагментарность применительно к телевидению конкретизируется в двух проявлениях: мозаичность и серийность. Рассмотрим их подробнее. 1. Мозаичность неотъемлемый способ конструирования, как телепрограмм, так и самого телеизображения. Уже структура телепрограммы, составленной из разнородных по всей тематике, качеству и продолжительности передач, говорит о ее раздробленном характере. В телевидении, начиная с 70-х годов, на передний план выходят мозаичность и коллаж в различных своих ипостасях, будь то фрагментарность как прием, «небрежная» архитектоника, резкие стыки метафоры и документа, или смешение жанров, тональностей и т.д.2. Как отмечал М.Маклюен, телевизионное изображение это плоская двухмерная мозаика, мозаичная сеть из цвета и пятен^ Сама технология ТВ' ЬСгокег А., Cook D, The postmodern scene: Experimental culture and hiper aesthetics. P.268. ^ См.: Копылова Р.К. Параллели. (Телевидение и художественное мышление технической эры) // Телевидение вчера, сегодня, завтра. М., 1982 С.34, ^См.: Маклюен М, Робкий гигант // Телевидение вчера, сегодня, завтра. М., 1987. С.171. 43 картинки определяет ее мозаичный, фрагментарный характер, ведь последняя не представляет единого целого, а состоит из многих светящихся точек. То есть телевидение представляется особым языком декодированных потоков, в котором среди мозаичных фрагментов исчезает любая привилегированная субстанция, ведь в основе любого телевизионного образа лежит точка крайне абстрактный и идеальный по своей сути объект, для которого чужда любая оформленность и завершенность. Конечно, можно возразить, что нам, телезрителям, нет особого дела до каких-то точек, тем более которых мы и не замечаем, не говоря уж об их «магическом» воздействии. Но, если воспользоваться маклюэновской терминологией, телевидение это "cool media" («прохладные» средства сообщения), воздействие которых, в отличие от «горячих», не директивно и не однозначно по отношению к человеку. Другими словами, телевидение в силу информационной неопределенности своих образов незаметно вовлекает в восприятие все органы чувств: расщепленная картинка «достраивается» с помощью слышимых звуков, особенности зрения соединяют светящиеся точки в целостные объекты, а воображение завершает процесс создания целостного впечатления реальности происходящего. Но при этом раздробленная суть телесигнала не меняется. Подспудно она вливается в наше бессознательное, и в сочетании с феерической эклектикой самих передаваемых «мозаичным способом» сообщений, способствует формированию соответствующего образа мира фрагментированной реальности массовой культуры. 2, Серийность специфический способ выстраивания телевизионного пространства, а вслед за ним и пространства и времени телезрителя. Если сама по себе мозаичная телевизионная картинка двухмерна, то серийность придает ей в каком-то смысле третье измерение, выступая в качестве оси, на которую подобно бисеру нанизывается осколки телепрограмм. Разделенные определенными отрезками времени серийные программы (к последним мы относим не только сериалы, но и любые периодически повторяющиеся программы, будь то новости, музыкальные шоу, политические обозрения и т.д.) особым образом структурируют жизнь телезрителя. Цикличность интересующих нас передач, в |