Проверяемый текст
Климова Людмила Евгеньевна. Массовая культура и личность (Диссертация 2005)
[стр. 137]

(«прохладные» средства сообщения), воздействие которых, в отличие от «горячих», не директивно и не однозначно по отношению к человеку.
Другими словами, телевидение в силу информационной неопределенности своих образов незаметно вовлекает в восприятие все органы чувств: расщепленная картинка «достраивается» с помощью слышимых звуков, особенности зрения соединяют светящиеся точки в целостные объекты, а воображение завершает процесс создания целостного впечатления реальности происходящего.
Но при этом раздробленная суть телесигнала не меняется.
Подспудно она вливается в наше бессознательное, и в сочетании с феерической эклектикой самих передаваемых «мозаичным способом» сообщений, способствует формированию соответствующего образа мира фрагментированной реальности массовой культуры.
2.
Серийность специфический способ выстраивания телевизионного пространства, а вслед за ним и пространства и времени телезрителя.
Если сама по себе мозаичная телевизионная картинка двухмерна, то серийность придает ей в каком-то смысле третье измерение, выступая в качестве оси, на которую подобно бисеру нанизывается осколки телепрограмм.
Разделенные определенными отрезками времени серийные программы (к последним мы относим не только сериалы, но и любые периодически повторяющиеся программы, будь то новости, музыкальные шоу, политические обозрения и т.д.) особым образом структурируют жизнь телезрителя.
Цикличность интересующих нас передач, в
конечном счете, начинает определять распорядок жизни: мы стремимся успеть домой к началу любимого сериала, как запрограммированные включаем выпуски новостей в 1900, 2200 или же в 1800 и в 2100 (в зависимости от выбранного канала-схемы), укладываемся спать, когда заканчивается вещание.
Для нас входит в привычку видеть в определенное время определенные передачи представьте себе, если в положенный час на известном канале вы вдруг не обнаружите какой-либо «неотъемлемой» программы, не правда ли, возникает ощущение, будто из вашей действительности вырвали некий фрагмент.
Так незаметно, но
[стр. 43]

43 картинки определяет ее мозаичный, фрагментарный характер, ведь последняя не представляет единого целого, а состоит из многих светящихся точек.
То есть телевидение представляется особым языком декодированных потоков, в котором среди мозаичных фрагментов исчезает любая привилегированная субстанция, ведь в основе любого телевизионного образа лежит точка крайне абстрактный и идеальный по своей сути объект, для которого чужда любая оформленность и завершенность.
Конечно, можно возразить, что нам, телезрителям, нет особого дела до каких-то точек, тем более которых мы и не замечаем, не говоря уж об их «магическом» воздействии.
Но, если воспользоваться маклюэновской терминологией, телевидение это "cool media" («прохладные» средства сообщения), воздействие которых, в отличие от «горячих», не директивно и не однозначно по отношению к человеку.
Другими словами, телевидение в силу информационной неопределенности своих образов незаметно вовлекает в восприятие все органы чувств: расщепленная картинка «достраивается» с помощью слышимых звуков, особенности зрения соединяют светящиеся точки в целостные объекты, а воображение завершает процесс создания целостного впечатления реальности происходящего.
Но при этом раздробленная суть телесигнала не меняется.
Подспудно она вливается в наше бессознательное, и в сочетании с феерической эклектикой самих передаваемых «мозаичным способом» сообщений, способствует формированию соответствующего образа мира фрагментированной реальности массовой культуры.
2, Серийность специфический способ выстраивания телевизионного пространства, а вслед за ним и пространства и времени телезрителя.
Если сама по себе мозаичная телевизионная картинка двухмерна, то серийность придает ей в каком-то смысле третье измерение, выступая в качестве оси, на которую подобно бисеру нанизывается осколки телепрограмм.
Разделенные определенными отрезками времени серийные программы (к последним мы относим не только сериалы, но и любые периодически повторяющиеся программы, будь то новости, музыкальные шоу, политические обозрения и т.д.) особым образом структурируют жизнь телезрителя.
Цикличность интересующих нас передач, в


[стр.,44]

44 конечном счете, начинает определять распорядок жизни: мы стремимся успеть домой к началу любимого сериала, как запрограммированные включаем выпуски новостей в 19°°, 22°° или же в 18°° и в 21°° (в зависимости от выбранного канала-схемы), укладываемся спать, когда заканчивается вещание.
Для нас входит в привычку видеть в определенное время определенные передачи представьте себе, если в положенный час на известном канале вы вдруг не обнаружите какой-либо «неотъемлемой» программы, не правда ли, возникает ощущение, будто из вашей действительности вырвали некий фрагмент.
Так незаметно, но
неотвратимо, «прохладные» ТВ-медии врываются в нашу жизнь и фрагментируют ее плавное течение на отрезки от одной серии до другой.
Но это лишь один аспект серийной сущности телевидения, связанный с его индивидуальным влиянием.
Существует другая сторона серийности, в которой фиксируется социальное воздействие.
В «Критике диалектического разз^а» Жан Поль Сартр ввел понятие «серийная культура» для обозначения специфики социального бытия под всепроникающим влиянием масс-медий.
Оси, на которые нанизаны серийные передачи вовлекают в свой оборот определенные группы населения, создавая определенного рода социальные общности, то что принято называть аудиториями.
Люди, реально не покидая кресла у своего телевизора, виртуально объединяются с такими же как они поклонниками просматриваемого сериала, тем самым общество распадается на аудитории, некие «серийные единства», то что Сартр назвал «серийная культура par excellence».
Такое объединение не что иное как «ложная социальность», несмотря на свою обширность.
Рассмотрев фрагментарность в ее различных ипостасях, мы выделим еще один признак телевидения интертекстуальность.
Понятие интертекстуальности, введенное в 1967 году Ю.
Кристевой и ставшее впоследствии одной из основных топик постмодернизма имеет ряд значений^ В узком смысле интертекстуальность означает включение одного текста в другой, но в практике постмодернизма этот термин получил более пространное толкование.
Интертекстуаль' См.: Ильин И.П.
Постструктуризм.
Деконструктивизм.
Постмодернизм.
М., 2001.
С.224226; Современное зарубежное литературоведение.
М., 1996.
С.215-221; Современный философский словарь.
М., 1996.
С.
228-229.

[Back]