Проверяемый текст
Климова Людмила Евгеньевна. Массовая культура и личность (Диссертация 2005)
[стр. 139]

139 понимании мы хотим применить категорию «интертекстуальность» для анализа телевидения.
Как и любое средство передачи информации, оно работает с текстами, но последние передаются уже не столько словесно, сколько с
помощью образов.
Именно это обстоятельство позволило М.Маклюэну в книге «Галактика Гутенберга» (1962) провозгласить, что на смену линейному способу мышления, установившемуся после изобретения печатного станка, приходит более глобальное восприятие через образы телевидения и другие электронные медиумы.
Таким образом, интертекстуальность телевидения заключается в том, что оно генерирует не линейно-вербальные тексты, а аудио-визуальные знаки, которые тоже суть тексты, но уже воспринимаемые особым, тактильным образом.
В свое время наша соотечественница Р.
Копылова заметила, что всякое коммуникативное средство несет кроме текста
еще некое «плюс сообщение» — нашему глазу, уху, нервной системе.
Подлинное содержание ТВ-канала, ТВ-медиума особый способ структурирования действительности, который определяется как телевизионное мышление.
Последнее и есть не что иное, как интертекстуальность, специфику, которой обуславливает конструкция телевизионного знака.
Как и все информационные технологии конца XX начала XXI века телевидение по своей сути является симулякром.
В телевизионной симуляции следует отметить один немаловажный момент, заключающийся в особенностях восприятия человеком визуального образа.
Пропущенный сквозь призму телеэкрана, он становится чем-то несоизмеримо большим по отношению к стоящей за ним сущностью.
Как отметил У.
Эко, у образов есть «платоническая сила», они преображают частные идеи в общие, и поэтому посредством визуальных коммуникаций
189 легче проводить стратегию убеждения, сомнительную в ином случае .
Например, можно долго слышать сообщения о геноциде или этнических чистках в той или стране и оставаться к этому индифферентными, но стоит
189 189 См.: Эко У.
От Интернета к Гуттенбергу: текст и гипертекст // Интернет.
М., 1998.
№6-7.
С.
92.
[стр. 45]

45 ность, понимаемая в широком смысле, означает размытие границ текста, в результате чего он лишается законченности и закрытости, становится внутренне неоднородным и множественным.
То есть интертекст это более чем сумма текстов это культурно-исторические коды, способы передачи и восприятия текстов, причем как вербального, так и невербального плана.
Именно в таком понимании мы хотим применить категорию «интертекстуальность» для анализа телевидения.
Как и любое средство передачи информации оно работает с текстами, но последние передаются уже не столько словесно, сколько с
помопцью образов.
Именно это обстоятельство позволило М.
Маклюэну в книге «Галактика Гутенберга» (1962) провозгласить, что на смену линейному способу мышления, установившемуся после изобретения печатного станка, приходит более глобальное восприятие через образы телевидения и другие электронные медиумы.
Таким образом, интертекстуальность телевидения заключается в том, что оно генерирует не линейно-вербальные тексты, а аудио-визуальные знаки, которые тоже суть тексты, но уже воспринимаемые особым, тактильным образом.
В свое время наша соотечественница Р.
Копылова заметила, что всякое коммуникативное средство несет кроме текста
еш,е некое «плюс сообщение» нашему глазу, уху, нервной системе.
Подлинное содержание ТВ-канала, ТВмедиума особый способ структурирования действительности, который определяется как телевизионное мышление.
Последнее и есть не что иное как интертекстуальность, специфику, которой обуславливает конструкция телевизионного знака.
Как и все информационные технологии конца XX начала XXI века телевидение по своей сути является симулякром.
В телевизионной симуляции следует отметить один немаловажный момент, заключающийся в особенностях восприятия человеком визуального образа.
Пропущенный сквозь призму телеэкрана, он становится чем-то несоизмеримо большим по отношению к стоящей за ним сущностью.
Как отметил У.
Эко, у образов есть «платоническая сила», они преображают частные идеи в «' общие, и поэтому посредством визуальных коммуникаций
легче проводить

[стр.,46]

46 стратегию убеждения, сомнительную в ином случаеЧ Например, можно долго слышать сообщения о геноциде или этнических чистках в той или стране и оставаться к этому индифферентными, но стоит увидеть на экране документальные кадры, подтверждающие описываемые события и отношение к ним в корне меняется, ибо мы в определенной степени становимся свидетелями, очевидцами происшествия.
И, в тоже время, показанные кадры могут оказаться сфабрикованными, или же фиксировать единичный случай, не имеющий силы общей тенденции.
Но, как бы там не было, получая готовый образ, да еще в определенном смысловом контексте, мы начинаем верить в реальность происходящего, причем единичное событие легко с помощью волнующей картинки выдать за общезначимое, точнее за симулякр общезначимого.
Такова еще одна сторона телевидения, показывающая как легко при помощи нехитрых манипуляций с ТВ-образами продуцировать тот или иной облик действительности, «соблазнив» им сознание некритически настроенной аудитории.
Последним из числа атрибутов телевидения мы выделим плюралистичность.
В отличие от рассмотренных выше характеристик, плюралистичность, разумеется, нельзя считать однозначно имманентной телевидению.
Если в силу своей технологической особенности, специфики создаваемых образов ТВ всегда будет фрагментарным, интертекстуальным и симулятивным, то его плюралистичность определяется в зависимости от тех задач, которые ставятся перед ним и от тех способов, какими оно их достигает.
Плюрализм фундаментальный принцип мировоззрения эпохи постмодерна, и телевидение, хронологически включенное в ее рамки, не может не соответствовать требованиям времени.
Во всяком случае, в нынешнем обществе налицо преобладание тенденций по увеличению числа телеканалов, многие из которых дают возможность ознакомиться с различными подходами, оценками, позициями в том или ином вопросе.
Таким образом, телевидение активно развивается в направлении разнообразия в ассортименте предлагаемых услуг.
Л' ' См.: Эко У.
От Интернета к Гуттенбергу: текст и гипертекст // Интернет.
М., 1998.
№67.-С.92.


[Back]